Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

КОРДОВАЯ МИКРОБОЙЦОВКА

Прежде всего, нужно рассказать о том, как вообще появилась подобная кордовая модель, и какие основы были заложены в ее схему. Начальным стимулом к проектированию столь малой бойцовки послужил ряд публикаций в английском журнале «Aeromodeller» прошлых лет. Там рассказывалось об экспериментах по созданию бойцовых «летающих крыльев» размахом 400-500 мм под двигатели 0,8-1,5 см3. Правда, английские конструкции не вдохновили нас ни силовой схемой моделей, ни конструктивной сложностью. Поэтому интерес для нас, в конце концов, стал представлять один лишь принцип минимизации.

После подробных обсуждений мы никаких «подвохов» в этом принципе нашли. Все было логично, и теоретически такая техника должна быть явно выгодной для условий «школьного» боя. Малая мощность доступных двигателей обуславливает стремление максимально снизить массу модели. Это сулит большой выигрыш по тяговооруженности. Важно, что одновременно можно было уменьшить и площадь крыла, что обеспечивало рост скорости полета. Короче, должна была получиться отличная модель «для юных чем- пионов» - простая, прочная, скоростная и маневренная. С учетом малого размаха английских бойцовок, мы спроектировали и наше летающее крыло с очень небольшим удлинением, -такие пропорции позволяют создать прочную и легкую конструкцию.

Результатом явился самолетик размахом чуть более 400 мм с хордой крыла 200 мм (без «плавника»). Несмотря на то, что модель почти полностью сделана из сосны и липы, нам удалось достичь рекордно малого веса. Без бака и двигателя обтянутая пленкой бойцовка весит всего 80 г! Добавив сюда немного доработанный двигатель «Стриж» (популярный и распространенный в свое время в кружках), воздушный винт и топливный бак, получили вес укомплектованной модели 185 г. Таким образом, при полной несущей площади 10,3 дм2 обеспечивалась удельная нагрузка в пределах 18,0 г/дм2. Несмотря на то, что построенная модель была экспериментальной, она показалась всем настолько удачной, что еще перед первыми полетами ее аккуратно раскрасили и снабдили наклеенными на обшивку цветными фрагментами.

Сразу отметим, что фотография, попавшая на обложку журнала, сделана значительно позже, - когда модель уже прошла большой комплекс испытаний. С нее были демонтированы дополнительные элементы (о них мы расскажем ниже), и бойцовка перешла в разряд «музейных экспонатов». Эта информация не представляла бы интереса, если бы не один момент. Первородной является как пленочная обшивка, так и окраска! Ремонт за все время экспериментов ни разу не производился. Что же касается экспериментов... Первые «полеты» дали более чем неожиданные для всех наших теоретиков результаты. Все попытки запустить модель заканчивались неудачей!

Это при том, что среди экспериментаторов не было новичков, и мы могли управлять даже такими «монстрами», с которыми не справлялся больше никто... Сразу после выпуска из рук бойцовка, еще не набрав скорости, очень резво выполняя бессистемные эволюции в стиле «RC фан-флай», и падала на землю. Причем происходило это все так быстро, что оценить ситуацию поначалу было, крайне сложно. Только позже мы смогли разобраться, в чем тут дело. Виной столь странного поведения бойцовки оказался... ее малый размах в сочетании малым весом. Если обычный бойцовый самолет успевает после старта набрать скорость, необходимую для развития натяжки корд, то наш этого сделать просто не мог. Как только он уходил с рук, реактивный момент от двигателя резко поднимал внешний конец крыла.

На столь легкой модели исправить положение не могла ни ее инерционность по крену, ни «зачатки» центробежной нагрузки, возникающие на скорости выхода с рук. Способность парировать реактивный момент дополнительно снижалась за счет малого плеча между осью двигателя и внутренней законцовкой крыла. Именно поэтому не помогал ни резкий «уход спиной» пилота, ни активное «подтягивание» модели на взлете. Когда стали понятны причины неудачи, определились и контрмеры. Самое простое, что можно было сделать, намного повысить скорость выброса модели в воздух. Это помогло. Но бросок должен был производиться не только очень активно, но и точно.

Если траектория немного отклонялась к центру круга, повторялась ситуация с «танцами» модели. Если же от усердия бросок шел резко из круга, корды срабатывали как пружины, и модель шла в круг еще интенсивнее. В общем, процесс метания супер-модели смог надежно освоить лишь один из нас. Поиски метода приведения бойцовки к нормальному состоянию продолжились. Вскоре был предложен новый способ. Он диктовал необходимость снизить реактивный момент от двигателя. Наверное, если вместо «Стрижа» был бы использован, например, хороший СОХ рабочим объемом 0,8 см3, было бы гораздо лучше. Ведь, как известно, вращающий момент в первую очередь зависит от кубатуры двигателя, но никак не от его мощности. Да и «силенок» у СОХ, наверное, побольше, чем у «Стрижа».

Но такого мотора в нашем распоряжении не было. А если и был бы, то рекомендовать его для массового применения на школьных бойцовках бессмысленно. Следующий вариант подразумевал повышение веса модели, желательно за счет симметричного размещения грузов на законцовках (возможно, с одновременным увеличением загрузки внешнего конца крыла). Этот способ мы сочли недопустимым. Он решал проблему взлета, одновременно резко ухудшая полетные характеристики. И последняя возможность -каким-то образом увеличить плечо между осью двигателя и внутренней законцовкой (точнее, местом выхода корд из модели). Что и было сделано за счет монтажа консольной рейки, несущей на конце проволочные направляющие кольца для корд. Конечно, для компенсации веса этого кронштейна понадобилось дополнительно загрузить внешнюю законцовку. В целом это увеличило вес модели на 25 г.

Так как в результате модель стала взлетать вполне стабильно, вместо очень легкого и маломощного «Стрижа» мы поставили серьезно модернизированный облегченный МК-17 (полный вес без пропеллера все- го 97 г, при резко повышенной мощности). Интенсивность разгона после взлета и, соответственно, стабильность поведения модели увеличились. Конечно, заметно возросла и скорость полета. После всех этих приключений можно было, наконец, приступить к нормальной оценке летных свойств «супер-бойцовки». Они оказались выдающимися в хорошем смысле этого слова, но... при некоторых условиях.

Во-первых, такая модель лучше всего летает на кордах длиной не более 10 м (даже во время эксперимента сильно укорачивать их нельзя из-за высокой скорости). Оптимальное сечение корд равно диаметром 0,16-0,20 мм, что не допускается правилами соревнований.

Во-вторых, несмотря на высокую скорость полета и ровное положение крыла относительно корд, модель явно не любила порывистый ветер.

В-третьих, управление ею было не таким простым, как ожидалось.

Нет, все фигуры, и маневры она совершала отлично. Но при этом постоянно не покидало ощущение пустого «помахивания» ручкой управления в воздухе - настолько мала натяжка от столь легкой модели. Из-за этого все время хотелось «подтянуть» корды на себя, как это делается при потере их натяжения. Да еще иногда казалось, что после трех-пяти мертвых петель сигналы на руль уже не проходят с нужной точностью... Странные впечатления... Становилось ясно, что модель получилась, может быть, и неплохой, - при определенных условиях она летает так, как не снилось и некоторым «среднестатистическим» школьным бойцовкам с двигателем 2,5 см3.

Но уж точно она не может быть рекомендована ни школьникам, ни для школьных соревнований. Короче, мы создали модель ни для кого... Зато пищи для размышлений эта разработка дала достаточно. Да и выводы не заставили себя ждать. А они таковы. • Любая кордовая модель (по типу далекая от скоростного класса F2A) с серийным двигателем объемом от 1,5 CM3 И выше должна иметь массу не менее 300 г. Иначе высок шанс получить слишком малые центробежные нагрузки и натяжения корд. Экстремальные фирменные модели под СОХ, которые летают на кордах длиной около 5 м, здесь в расчет не принимаются.

Размах крыла модели, рассчитанной под серийные двигатели, желательно делать не менее 500 мм. Иначе возникнут проблемы с взлетом, особенно если запуск производится не с шасси, а с рук. Правда, здесь правильнее учитывать не чисто величину размаха, а его сочетание с весом самолета. Если модель крайне легкая, то крыло должно быть подлиннее. Создание «школьной» бойцовки (летающей на кордах 10 м), по летным характеристикам не ступающей «взрослым» не чемпионатным образцам, вполне реально.

Но при ее проектировании непременно нужно учитывать найденные нами поправки и факторы. В заключение остается лишь сказать, - несмотря на проблематичность проведенного эксперимента, мы все-таки воспроизвели эту экстремальную конструкцию в увеличенном варианте (под КМД-2,5). Коэффициент масштабирования был выбран «полуторным». Новая модель размахом 630 мм построена точно из тех же материалов, сечение которых также увеличивалось в 1,5 раза. Полная площадь крыла стала равнять 23,2 дм2, а вес «планера» уложился в 1,5/куб х 80 = 270 г. Полный вес модели не превысил 400 г, что дало нагрузку на несущие поверхности 17,2 г/дм2.

Проблем с взлетом у нее почти никаких (почти -это не значит совсем никаких; проблемы могут возникнуть у неопытных спортсменов с любой моделью). А летно-пилотажные и прочностные свойства уже позволяют рекомендовать такую бойцовку как минимум для межрайонных соревнований.

(Т.Воронин, Рязань , источник: журнал Моделизм спорт и хобби)

Кордовая модель самолета - микробойцовка