Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

КОРДОВАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА

Предлагаемая вашему вниманию кордовая модель самолета появилась как результат чуть ли не десятилетнего совершенствования учебной техники в нашем кружке. Модель доступна для постройки мальчишке двенадцатилетнего возраста. А по летно-эксплуатационным и ремонтным характеристикам она является «золотой серединой» для кружков, где материальная база близка к нулю, старые запасы заканчиваются, а на новые денег нет, и похоже, в ближайшее время не предвидится. Отметим, что расходы на постройку подобного аппарата находятся в пределах 50-100 рублей (если нервюры делаются из деревянных линеек, модель полностью окрашивается, или широко используется «Оракал», а также применяется двухколесное шасси взамен одноколесного, стоимость немного возрастет).

Крыло кордовой модели самолета имеет стандартную конструкцию и делается отдельно от фюзеляжа. Так как это позволяет собирать изолированный от фюзеляжа каркас на стапеле, качество крыла получается намного выше, чем в других вариантах. При прорисовке нервюр используется профиль типа NACA-0018 (при вырезке нервюр из линеек вполне допустимо уменьшение толщины профиля). Концевые и две центральные нервюры выпиливаются из фанеры толщиной 3 мм, а остальные - из фанеры 1,2 мм, с окнами облегчения. Так как центральная секция крыла обшивается миллиметровой фанерой или плотным картоном, центральные нервюры должны иметь заниженные на толщину обшивки обводы. Передняя кромка имеет сечение 5x5 мм, полки лонжерона - 4x8 мм, и задняя кромка 5x8 мм.

Сборка каркаса модели самолета проводится на пластифицированной эпоксидной смоле. Правда, здесь лучше использовать специальные модельные клеи производства США, похожие на наш ПВА. Они, в отличие от эпоксидки, нетоксичны, а работать с ними - одно удовольствие. Эти клеи обладают требуемой густотой, не растекаются, сохнут за два-три часа, а прочности клеевого шва хватает с избытком. При этом цена таких клеев равна цене эпоксидной смолы отечественного производства. Если качалка будет ставиться внутри крыла, то перед приклеиванием жесткой обшивки центральной секции нужно смонтировать и отрегулировать все внутренние узлы и детали системы управления. Сборка каркаса заканчивается постановкой на концы крыла дополнительных накладных нервюр толщиной 3-4 мм. Они предотвратят «сползание» концевых нервюр под воздействием натяжения пленочной обшивки, а также их прогиб.

Закрылки кордовой модели самолета толщиной 3-4 мм выстругиваются из кедровых пластин, либо набираются из реек сечением 4x8 мм (первые проще и прочнее). Утончение задней кромки закрылков у нас не практикуется, - без снижения летных характеристик вполне достаточно лишь скруглить кромки заготовок. Пришиваются закрылки к крылу лес- кой диаметром 0,15 мм, и соединяются между собой торсионом из проволоки ОВС диаметром 2 мм.

Фюзеляж кордовой модели самолета выстругивается из сосновой или кедровой пластины толщиной 8-10 мм размером 50x600 мм. Хвостовую часть состругивать на клин не обязательно, достаточно лишь уменьшить высоту фюзеляжа по заднему торцу до 10 мм. С левой стороны на носовую часть наклеивается накладка из тонкой фанеры, не имеющая выреза под двигатель. С правой стороны монтируется накладка из фанеры толщиной 3 мм, плюс конусные бруски из твердой древесины, задающие выкос двигателя «из круга». Окно под крыло выпиливается лобзиком и подгоняется так, чтобы оно входило на место с небольшим натягом. Заметим, что при использовании хорошей древесины «доска-фюзеляж» гораздо более живуча, нежели наборные конструкции, исполненные руками школьников.

Оперение кордовой модели самолета набрано из кедровых реек сечением 5x8 мм. После сборки каркасы стабилизатора и руля высоты доводятся До толщины 3,5-4 мм. Руль навешивается на пришивке из лески диаметром 0,15 мм. Киль вырезается из фанеры толщиной 1,2 мм, его кромки заостряются, после чего он приклеивается к фюзеляжу с максимальным конструктивным выкосом (смотри рисунок).

Шасси кордовой модели самолета . Основная стойка выпиливается из дюралюминия толщиной 1,5-2 мм и оборудуется колесом фирмы «Термик» (при его покупке предпочтение отдается жесткой резине). При одноколесном шасси под стабилизатором и под концами крыла вклеиваются костыли, согнутые из стальной проволоки 01,5 мм. Конечно, при двухколесном шасси крыльевые костыли окажутся лишними. При отсутствии дюралюминия стойки могут быть выполнены из проволоки ОВС диаметром 2-3 мм

Система управления кордовой модели самолета - стандартного типа. Тяга руля высоты сделана из рейки сечением 5x5 мм, ее оконцовки и тяга закрылков - из стальной проволоки диаметром 2 мм (вязальная спица или спица от зонтика). На качалке загнутый конец оконцовки фиксируется парой припаянных жестяных шайб. А со стороны кабанчиков на оконцовках тяг нарезается резьба, и туда ставятся «вилочки». Это позволяет легко «настраивать» руль и закрылки. Если качалка монтируется вне крыла (наш опыт говорит, что это не ухудшает летных свойств модели), то в левую концевую нервюру вклеивают направляющее кольцо для корд, согнутое из обычной скрепки. Кабанчики рулей выпиливаются из дюралюминиевого уголка с толщиной стенки 1-2 мм.

Отделка кордовой модели самолета . Незащищенные лавсановой пленкой места модели покрываются лаком. Наклеивать ли рисунок из цветной пленки, или красить модель - это зависит от вкуса и финансовых возможностей.

Винтомоторная группа кордовой модели самолета . Используется двигатель рабочим объемом 2,5 см3. Бак обычный, крепится на фюзеляже с помощью жестяных хомутиков и пары винтов-саморезов. Питание топливом - без давления. Модель летает на кордах длиной 12-15 м (длина корд выбирается в зависимости от мощности двигателя). Вес полностью укомплектованной модели с «Ритмом» равен 550-600 г. В заключение заметим, что такие самолеты строятся в нашем кружке десятками, и желания менять что-либо в их конструкции пока не возникало.

(В.Козин, руководитель кружка, г.Магадан, источник: журнал Моделизм спорт и хобби)

Комментарий от редакции:

Древесина кедра может быть заменена качественной легкой липой или сосной. К сожалению, авторы не указали, в каком месте должен находиться центр тяжести отлаженной модели. Поэтому рекомендуем воспользоваться среднестатистическими значениями, и задать центровку в пределах 15-20% хорды крыла (примерно 30-40 мм от передней кромки). На период первых полетов это обеспечит безопасное сочетание устойчивости и управляемости.

Кордовая модель самолета