Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

КОРДОВАЯ ПИЛОТАЖНАЯ – ТРЕНИРОВОЧНА МОДЕЛЬ САМОЛЕТА С НЕСТАНДАРТНЫМ КРЫЛОМ

Представленная кордовая пилотажная модель самолета является результатом поиска компромисса между максимальным упрощением изготовления и минимальным снижением летных характеристик. Некоторые технологические решения необычны. Но именно они позволили самолету полностью соответствовать предъявляемым к нему требованиям. Подобная тренировочная модель отлично зарекомендовала себя на этапе перехода к чисто спортивной технике. Именно в этот момент у юных спортсменов уже накоплен определенный опыт работы с различными материалами.

Крыло кордовой пилотажной модели самолета

Корневой и концевой шаблоны профиля изготавливают из листового дюралюминия. При этом контур профиля должен иметь припуск 0,5 мм, который служит для компенсации оплавления пенопласт во время его резки термоструной. По готовым шаблонам вырезают заготовки консолей. В заготовке внутренней консоли разогретым металлическим стержнем проплавляются отверстия для тросиков управления. Острым ножом прорезают пазы для передней кромки и полок лонжерона, а полотном по металлу с мелкими зубьями (оно не вырывает шарики из пенопласта) - паз под стенку лонжерона и качалку. Кромки и полки вырезают из плотной бальзы, и профилируют с припуском 0,5 мм (окончательная обработка по месту после монтажа). Спиртом разводят эпоксидную смолу, и вклеивают переднюю кромку, рассчитывая на последующую стыковку ее «на ус».

Для экономии веса старайтесь использовать при этой, и последующих операциях монтажа деревянных деталей на пенопласте, минимальное количество смолы. На полках лонжерона внутренней консоли делают пазы и вклеивают фанерные пластины под ось качалки. Полки склеивают на «ус», и потом монтируют фанерные стенки. Готовый лонжерон вставляют в консоли и проверяют собранное крыло на отсутствие круток и перекосов. При необходимости детали подгоняют, и затем проливают швы жидкой смолой или ПВА. В месте стыка задней кромки устанавливают фанерную накладку для усиления. Законцовки вырезают из бальзы или пенопласта средней плотности.

Внутреннюю законцовку облегчают, и в нее вклеивают трубочки для вывода тяг управления. Внешнюю загружают свинцом весом до 30 г. Качалку управления вырезают из дюралевой пластины толщиной 2-2,5 мм. Латунная трубка-подшипник впрессовывается с натягом не менее 0,05 мм и страхуется припоем. Заклепки, поставленные в длинные плечи качалки, предохраняют отверстия от разбивания. Тяги выполняют из троса или проволоки 00,8 мм. Места заделки тщательно пропаиваются и промываются. Ось качалки делают из стальной проволоки 3 мм и фиксируют ее на месте эпоксидной смолой.

Деревянные детали крыла покрывают слоем двухкомпонентного паркетного лака (это предотвратит в дальнейшем их пропитку влагой от эмульсии ПВА). Затем крыло оклеивают тонкой бумагой, и после ее сушки - стеклотканью (подробности этого процесса рассмотрены в дополнительном материале «Пенно-стеклянная технология», помещенном на страницах 18-20 текущего номера журнала). Выбор толщины и раскройка стеклоткани ведется в зависимости от применяемого связующего.

Первый вариант предусматривает использование паркетного лака и стеклоткани 0,03 мм. В таком случае первый слой ткани укладывают на 1/3 размаха крыла, сверху еще два слоя на все крыло, и потом кладут узкую полоску в месте стыка с фюзеляжем.

Второй вариант рассчитан на эпоксидную смолу в сочетании со стеклотканью 0,05 мм. Здесь первый слой ткани укладывают также на 1/3 размаха крыла, плюс один слой на все крыло. Закрылки выстругивают из бальзы толщиной 8-10 мм и оклеивают тонкой стеклотканью. Поэлементная развесовка готового крыла выглядит следующим образом: пенопластовое ядро вместе с бумажной и стеклопластиковой обшивкой 310 г, загрузка крыла и костыль 40 г, элероны с приводом 45 г, отделка 60 г. Вес крыла в сборе 470 г.

Фюзеляж кордовой пилотажной модели самолета

Мотораму для модели самолета вырезают из переклея фанеры толщиной 1 мм. Материал боковин - бальза плотностью 0,15-0,2 г/см3 толщиной 1,5 мм. После выкраивания и прорезки отверстий левую панель укладывают на ровную поверхность. Так как к хвосту толщина фюзеляжа уменьшается, заднюю часть панели приподнимают над стапелем с помощью тонких под- кладок. Эпоксидной смолой вклеивают мотораму. Остальные детали монтируют на ПВА. Просушив клей, в левую панель вставляют крыло, предварительно промазав стыки эпоксидкой. После отверждения смолы лакируют внутреннюю сторону фюзеляжа, а затем устанавливают и регулируют тягу привода руля высоты.

Особое внимание уделяют легкости хода и отсутствию заеданий. Правую панель также покрывают лаком с внутренней стороны и потом ставят на место. Собранный фюзеляж доводят по форме, шпаклюют и шлифуют мелкой наждачной бумагой. В заключение фюзеляж обтягивают стеклотканью 0,03 мм на паркетном лаке. Поэлементная развесовка фюзеляжа: моторама 50 г, бальзовая обшивка 25 г, бальзовый набор каркаса 35 г, стрингеры 25 г, привод системы управления 25 г, клей и стеклоткань 20 г. Фюзеляж в сборе - не более 180 г.

Стабилизатор и киль кордовой пилотажной модели самолета

Лучшим материалом для этих деталей служит легкая бальза толщиной 8 мм (стабилизатор) и 3 мм (киль). Заготовки профилируют и затем оклеиваю стеклотканью 0,03 мм на паркетном лаке. Вес стабилизатора и киля (с учетом стеклоткани и отделки) - не более 85 г. Шасси одностоечное, с хвостовой стойкой. Третьей опорой служит скоба на внешнем крыле. Она же исполняет роль частичной загрузки. Вес шасси равен примерно 60 г.

Винтомоторная группа кордовой пилотажной модели самолета

Поскольку уровень шума на учебно-тренировочной модели практически никогда не ограничивается, был установлен двигатель ST-34 без глушителя. Диффузор карбюратора выточен из дюралюминия и имеет проходное сечение около 15 мм2. Воздушный винт - «Мастер» или АРС размером 10x4 или 10x5. К сожалению, многие моделисты уделяют мало внимания подбору винта, считая, что планер модели - основное. И поэтому нередко из-за ошибок в оптимизации винтомоторной группы прекрасно изготовленная кордовая модель самолета имеет явно ухудшенные летные характеристики. Максимальный вес комплектной ВМГ (двигатель, винт, кок, бак, крепеж) - 450 г.

Сборка и отделка кордовой пилотажной модели самолета

Стабилизатор модели аккуратно и точно вклеивают в фюзеляж. В стыки крыла и стабилизатора с фюзеляжем желательно приклеить треугольные рейки из твердой бальзы - для оформления зализов. Это не только улучшит внешний вид, но и усилит соединение. Временно устанавливают рули и закрылки, и проверяют легкость их хода на петлях. Заметные усилия могут возникать при смещении оси какой-либо петли из общей плоскости, или при деформации закрылков, рулей или стабилизатора из-за неравномерного усадки обшивки.

Помните, что любой дефект управления в полете может значительно усилится и привести к заклиниванию рулей. Поэтому все недоработки должны быть устранены еще до окончания сборки модели. Деревянные детали модели покрывают одним слоем паркетного лака и шлифуют. Лучшим вариантом отделки является окраска эмалями, стойкими к метанолу, с добавлением отделочных фрагментов из фирменной термопленки. Закончив доводку внешнего вида деталей, навешивают рули, вклеивая петли эпоксидной смолой.

При этом связующее не должно попадать в подвижные соединения. А после монтажа двигателя, бака и шасси, а также непременного контроля положения центра тяжести, модель готова к полету. Заметьте, что некоторые моделисты, не имеющие опыта работы с пенопластом и стеклотканью, могут не уложиться с первого раза в 1300 г (вес готовой укомплектованной модели). Поэтому нужно рассмотреть случай, когда модель получится тяжелее нормы, скажем, грамм на 200. Это очень плохо или нет? Наверное, для спортивной модели такое недопустимо. А вот для учебно-тренировочной модели самолета это вполне приемлемо.

(Автор: Д. Чернов, источник: журнал Моделизм спорт и хобби)

Общий вид кордовой пилотажной модели самолета

Компоновка кордовой пилотажной модели самолета

Конструкция крыла кордовой пилотажной модели самолета