Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

КОРДОВЫЕ МОДЕЛИ САМОЛЕТОВ С ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ

(ПИЛОТАЖКА И БОЙЦОВКА)

Доступность и простота в изготовлении и эксплуатации моделей самолетов с электроприводом, а также «экологичность» электрических мотоустановок постепенно выводят эту моделистскую технику на лидирующие позиции. Наряду с радиоуправляемыми моделями, сейчас все чаще появляются и кордовые электролеты. Особенностью таких развлекательных «электричек» является то, что для их запуска не требуется ни больших открытых площадок, ни дорогостоящей радиоаппаратуры.

Электродвигатель, применяемый на таких моделях, значительно дешевле любого ДВС. Предлагаемые вашему вниманию самолеты можно изготовить за один-два дня, и запускать их на любой площадке диаметром 20 метров. С ними можно не только тренироваться в выполнении фигур пилотажа, но и также участвовать в воздушном «мини-бое». Мощности электродвигателя хватает для выполнения всех фигур, корды не провисают, модели уверенно держатся в воздухе.

Обе модели самолетов с электродвигателем сделаны под электродвигатель фирмы «Граупнер». Этот моторчик рассчитан под напряжение 7,2 вольта и продавался в комплекте с редуктором (в судомодельном варианте). Редуктор пришлось снять, а на валу закрепить опорную втулку для крепления воздушного винта с «бойцовки». Кстати - в дальнейшем выяснилось, что из всех доступных такой винт является оптимальным. В качестве источника питания использовался аккумулятор, применяемый в комплекте со стартером для запуска ДВС. Аккумулятор помещается на «пилоте» в любой подходящей сумке.

На ручке управления установлен тумблер включения-выключения питания. Корды, одновременно являющиеся проводами электропитания, изготовлены из тонких многожильных проводов, выделенных из телефонного кабеля. Важно выбрать оптимальное соотношение малой массы проводов и их малого электрического сопротивления. Длина корд составляет 8-10 м. Два провода от двигателя подходят к качалке и соединяются с медными тросиками, навитыми вручную, к которым, в свою очередь, прикрепляются корды-провода. Качалка, конечно, должна быть изготавливается из диэлектрика, например, из не фольгированного гетинакса или стеклотекстолита.

Первая предлагаемая вашему вниманию модель самолета пилотажного типа. Он спроектирован по классической компоновочной схеме. Не имея практического опыта работы с электролетами и не зная, модель какой массы способен вытянуть моторчик, решили построить максимально легкий самолет. Крыло полностью изготовлено из бальзы и получилось очень легкое. Бальзовые полки лонжерона имеют сечение 3x4 мм, задняя кромка 6x13 мм, и передняя кромка 3x13 мм. Нервюры также бальзовые и имеют толщину 2 мм, как и законцовки. Фюзеляж собран из бальзовых реек 4x8 мм. Моторама вырезана из бальзовой пластины толщиной 8 мм.

В передней части фюзеляж усилен боковыми накладками, изготовленными из миллиметровой бальзы. Ради простоты стабилизатор сделан цельноповоротным из бальзы толщиной 3 мм. Кабанчик вырезан из двухмиллиметрового стеклотекстолита. Тяга управления согнута из отрезка проволоки ОВС диаметром 1,8 мм. Крыло и фюзеляж обтянуты тонким цветным лавсаном на клее «Момент». Предварительно установив двигатель на готовой модели, нужно определить полученную центровку. При необходимости двигатель смещают вперед или назад, после чего в выбранном месте носовой части фюзеляжа делается вырез по форме корпуса моторчика.

Окончательно двигатель закрепляется полосой широкого скотча. Первые запуски показали, что мотор отлично тянет очень легкую модель, а корды-провода, имея заметный вес, в полете ставят модель внешней консолью вверх. Для компенсации массы проводов пришлось на внешнюю консоль прикрепить груз равный 15 г. Данной модели оказалась настолько маневренной, что пришлось ограничивать углы отклонения цельноповоротного стабилизатора.

Вторая модель самолета - бойцового типа. Она представляет собою уменьшенную копию обычной спортивной бойцовки. Лобик крыла вырезан термолобзиком из легкого пенопласта. Полки лонжерона сделаны из сосновых реек сечением 2x5 мм в центре и 2x3 мм на концах. Передняя и задняя кромки - бальзовые рейки сечением 3,5x12 мм и 4x10 мм соответственно. Центральная нервюра изготовлена из бальзовой пластины толщиной 8 мм. Восемь нервюр и законцовки вырезаны из бальзовой пластины толщиной 3 мм. Руль высоты также из бальзы - его толщина 3 мм. В целом система управления аналогична первому, пилотажному варианту самолета.

Бойцовка обтянута цветной самоклеющейся пленкой (точная марка этой пленки неизвестна). Хотя эта обшивка значительно тяжелее, она имеет определенные преимущества. Такая клеящаяся пленка прочнее тонкого лавсана (толстый лавсан нельзя применять, так как он при термоусадке способен изогнуть крыло и даже разрушить легкую бальзовую конструкцию), лучше смотрится, а также проще в работе. Для достижения требуемой центровки пришлось немного выдвинуть двигатель вперед. К передней плоскости мотора пришлось привинтить фанерную пластину с выступами, к которым приклеены бальзовые бобышки. Толщина бобышек определяется потребной центровкой, а их задние поверхности обработаны по профилю лобика. Двигатель притягивается к крылу за выступы двумя полосами широкого скотча.

На законцовку внешней консоли, также как и в первом варианте, крепится груз-противовес около 15 г. Полеты на второй модели самолета не вызвали особых затруднений. После регулировок центровки, положения двигателя, массы противовеса и расхода руля высоты модель показала отличные летные данные. Из-за малой (по сравнению со стандартной) длиной корд скорость полета сопоставима с хорошей спортивной бойцовкой. Управление этой электрической моделью доставляет удовольствие и массу острых ощущений.

П.Алаторцев, А.Конторович