Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

ПИЛОТАЖНАЯ КОРДОВАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА

Предлагаемая вашему вниманию пилотажная кордовая модель самолета изготовлена по обычной, знакомой многим моделистам технологии. Замене подверглось лишь крепление двигателя, - он ставится на этой модели с помощью стандартной съемной моторамы (как на радиоуправляемых самолетах). Это дает возможность легко регулировать углы выкоса двигателя. К тому же, при желании теперь его нетрудно заменить мотором иной марки. Крыло модели выполнено в основном из бальзы.

В качестве связующего удобнее всего пользоваться фирменным (модельным) цианоакрилатным клеем. В первую очередь из фанеры или дюралюминия выпиливают шаблоны корневого и концевого профиля. С их помощью в одном пакете обрабатывают нервюры для всего крыла. Готовый пакет разбирают и детали нумеруют. Нечетные нервюры ставят на внутреннюю консоль, четные - на внешнюю. Если для нервюр использовалась бальза средней или большой плотности, то нервюры внутреннего крыла нужно облегчить. Носики двух пар нервюр, удерживающих ложементные узлы шасси, усиливают фанерой толщиной 1 мм, а коренные нервюры армируют стеклотканью 0,03 мм на паркетном лаке.

После этого прорезают все необходимые отверстия и пазы под узлы системы управления и крепления шасси. Лучший материал для полок лонжерона - мелкослойная не смолистая сосна (подойдет и хорошая плотная липа). Рейки выстругивают и склеивают на «ус» эпоксидной смолой. Переднюю и заднюю кромки вырезают из средней или плотной бальзы и профилируют с припуском 0,5 мм. В задней кромке заранее пропиливают пазы под хвостики нервюр и под петли навески закрылков.

Панель крепления качалки управления и детали ложемента шасси переклеены из шести слоев фанеры толщиной 1 мм. Их готовят до сборки крыла, так как они соединяются с нервюрами «в шип». В отверстия вертикальных элементов ложемента желательно вклеить трубки 4x0,5 мм. Сборку каркаса крыла ведут на схематическом чертеже, закрепленном на ровной поверхности. Детали фиксируют резиновыми кольцами, а под кромки кладут бруски соответствующего размера. Убедившись в отсутствии перекосов и круток, швы проливают жидким цианоакрилатным клеем, а панели качалки и стоек шасси - эпоксидной смолой.

После отверждения связующего монтируют стенку лонжерона. На участке, воспринимающем нагрузки от шасси, стенка выполняется из легкой бальзы толщиной 5 мм (или 3 мм, если бальза плотная). Ближе к концам крыла ставится стенка толщиной 3 мм (или 2 мм). В двух концевых отсеках внутреннего крыла стенка отсутствует. Обратите внимание, что стенка между корневыми нервюрами смещена назад, и волокна древесины в ней расположены вдоль размаха.

В секциях, где стоят ложементы шасси, стенка смещена вперед. Потом изготавливают качалку из дюралюминиевой пластины толщиной 2-2,5 мм. В ее центральное отверстие с большим натягом запрессовывают латунную или бронзовую втулку-подшипник. В отверстия всех плеч качалки ставят заклепки, которые после просверливания превращаются в «подшипники» (это исключает разбивание отверстий и появление люфтов). Качалку укомплектовывают полным набором жестких и гибких тяг, после чего ее монтируют в крыле. Для повышения стойкости каркаса к влажности и выхлопу двигателя, его можно покрыть изнутри одним слоем жидкого нитролака (разбавленного нитроклея, AGO, или «Клея для кожи»).

Следующий этап - подготовка каркаса к приклеиванию жесткой обшивки. На ровный брусок длиной, превышающей полуразмах крыла, наклеивают мелкую шкурку. Аккуратно, чтобы не исказить профиль, выравнивают нервюрный набор. Затем приступают к обшивке лобика, фиксируя бальзовый шпон булавками или резиновыми кольцами. Из клеев здесь можно порекомендовать густой циакрин или эмульсию ПВА (смола, конечно, удобнее, но очень тяжела). На этом этапе очень важно постоянно контролировать отсутствие круток, так как в дальнейшем что-либо исправить будет невозможно. После сушки клея окончательно обшивают центральную часть крыла и монтируют «полочки» нервюр. Для изготовления законцовок используется легкая бальза.

Разметку производят с припуском 0,5-1 мм. Внутреннюю законцовку облегчают и вклеивают в нее пластину для изменения положения точек вывода тяг. После регулировки модели ее можно будет заменить простой пластиной из твердой бальзы с вклеенными в нее трубками. Правда, если планируется замена двигателей, этого лучше не делать. Во внешнюю законцовку вклеивают груз массой 20-25 г или панель для крепления регулировочных грузов. Кстати, наличие системы изменения загрузки позволяет добиться устойчивого полета, как в тихую, так и в ветреную погоду. При необходимости зачищают уступы на стыках обшивки, затем профилируют переднюю и заднюю кромки.

Обтяжку крыла кордовой модели производят фирменной термо-пленкой. Закрылок вырезают из легкой бальзовой пластины и для жесткости оклеивают стеклотканью 0,03 мм на паркетном лаке. Можно использовать бальзу средней плотности, - тогда стеклоткань используют только в корневой части. В месте заделки привода можно вклеить шпильку из твердого дерева. Готовый закрылок, если необходимо, подшпаклевывают, грунтуют лаком и окрашивают цветной эмалью.

Стабилизатор и киль пилотажной кордовой модели самолета.

Изготовление стабилизатора начинают с лонжерона. Заготовкой служит бальзовый брусок средней плотности сечением 10х 10 мм у корня, и 6x10 мм в конце. Снизу и сверху его оклеивают углелентой 0,08 мм, в центральной части (немного перекрывая первые петли) - в два слоя. Передняя кромка сечением 7x10 → 4х10 мм вырезается из бальзы средней или большой плотности. В кромке и лонжероне пропиливают пазы для нервюр, а в лонжероне еще и пазы под петли. Нервюры вырезают из легкой бальзы толщиной 2 мм. Закончив работу над каркасом, его обшивают бальзой толщиной 1-1,5 мм.

Сборка каркаса ведется на жидком, а монтаж обшивки - на густом цианоакрилатном клее. После сушки стабилизатор обрабатывают, шпаклюют и покрывают двумя слоями паркетного лака с промежуточной шлифовкой. Рули высоты и поворота по конструкции аналогичны стабилизатору, отличаясь лишь отсутствием жесткой обшивки. В месте расположения привода в руль вклеивают бобышку из плотного дерева. Обшивка рулей выполнена фирменной термо-пленкой. Киль набирают из деталей, вырезанных из легкой бальзы. Каркас обшивают бальзовым шпоном и обрабатывают. После монтажа киля его можно обтянуть стеклотканью 0,03 мм совместно с хвостовой бобышкой. Руль поворота приклеивают густым циакрином.

Фюзеляж пилотажной кордовой модели самолета

Фюзеляж собирают на уже готовом крыле, используя в большинстве узлов цианоакрилатный клей. Изготовление начинают с боковых панелей, -основного силового элемента фюзеляжа. Заготовкой служит бальзовая пластина средней плотности толщиной 3 мм. Панели размечают и вырезают по контуру. Носовую часть панелей до третьего шпангоута (точнее, перекрывая его на 10-15 мм) оклеивают со стороны, идущей внутрь фюзеляжа, стеклотканью 0,03-0,05 мм на двухкомпонентном паркетном лаке. Технология выполнения этой операции такова. Сухую ткань накладывают на деталь и промазывают мягкой кистью, сгоняют к краям образовавшиеся пузырьки.

Через 1-2 часа наносят второй слой лака. Окончательная сушка не менее 15 часов. Затем мелкой шкуркой немного сглаживают проявившуюся структуру ткани и протирают стеклотканевую обшивку мягкой тряпкой, слегка увлажненной спиртом или ацетоном. В зоне между вторым, третьим и четвертым шпангоутами эпоксидной смолой вклеивают накладку, сделанную из плотной бальзы толщиной 3 мм (она усилит зону, ослабленную вырезом под крыло). Из такой же бальзы делают накладку в месте крепления стабилизатора, - только ориентация волокон здесь вертикальная, а склейка проводится цианоакрилатным клеем. Из липовых или сосновых реек сечением 5x5 мм делают верхний и нижний стрингеры.

Нижние сосновые стрингеры склеивается на «ус» с бальзовыми, идущими до хвоста фюзеляжа. В последнюю очередь проводят разметку отверстий под крыло и стабилизатор, и прорезают их, доводя линию сопряжение по месту с помощью резака и надфиля. Будьте аккуратны и максимально точны, так как от этой операции зависят летные характеристики модели. На этом подготовка бортовых панелей заканчивается. Первый шпангоут выклеивается из семи слоев фанеры 1 мм -двух цельных и пяти облегченных.

Винты крепления моторамы фиксируются гайками и клеем. Второй шпангоут склеивают из средней или плотной бальзы 3 мм и фанеры 1 мм, которая согласно чертежу облегчается. Третий шпангоут (представленный двумя полушпангоутами) изготавливается из трехслойного переклея миллиметровой фанеры, а четвертый нужно вырезать из средней бальзы толщиной 3 мм и оклеить его с обеих сторон стеклотканью 0,03 мм на паркетном лаке. Оставшиеся шпангоуты вырезают из плотной или средней бальзы толщиной 2 мм.

Хвостовая бобышка делается из плотной бальзы. После обработки в ней выдалбливается паз под привод руля высоты. Сборка фюзеляжа ведется на ровной поверхности, на которой закреплен чертеж вертикальной проекции фюзеляжа в масштабе 1:1. Сначала собирают фюзеляж без клея, и если необходимо, подгоняют детали, монтируя сначала три передних шпангоута. Склеиваемые поверхности промазывают эпоксидной смолой. Боковые панели надеваются на крыло, устанавливаются на чертеж и стягиваются резиновыми кольцами. В процессе полимеризации контролируют перпендикулярность плоскостей крыла и фюзеляжа, а также их боковое и угловое смещение друг относительно друга.

Затем вклеивают хвостовые шпангоуты. Следующая операция - подгонка отверстия под стабилизатор и вклейка его на эпоксидной смоле. Важно не забыть на этом этапе смонтировать привод руля высоты. Тягу управления вышкуривают из бальзовой рейки средней плотности так, чтобы диаметр в средней части равнялся 10 мм, а на концах - 05 мм. К ней капроновыми нитками приматываются Г-образные стальные стержни с резьбой М2 для крепления фирменных стальных вилочек. Тяга усиливается углеволокном на жидкой смоле (можно изготовить тягу из липовой рейки диаметром 6 мм, но ее жесткость и вес оставляют желать лучшего).

Для проверки детали управления соединяют и временно ставят рули с закрылками. Тугого хода, а тем более заеданий, быть не должно. Отклонение руля высоты - около ±40°, закрылков около ±30°. После монтажа верхнего стрингера фюзеляж обшивается сверху бальзовым шпоном толщиной 3 мм. Лучше всего предварительно изготовить оправку и отформовать на ней гаргрот, распарив заготовку в кипятке. Если этого не делать, торцы пластины сначала приклеивают к фюзеляжу и фиксируют булавками. Тонкой кисточкой делают увлажненную полоску вдоль листа. Когда заготовка начинает сгибаться, наносят клей и фиксируют ее булавками или резиновыми кольцами. Подкилевая бобышка вырезается из плотной или средней бальзы. В процессе приклейки киля постоянно контролируется его положение.

Детали канала охлаждения вырезаются из плотной бальзы и вклеиваются так, чтобы волокна располагались поперек оси фюзеляжа. После монтажа канал, и отсек топливного бака покрывают двумя слоями двухкомпонентного паркетного лака или одним слоем жидкоразведенной эпоксидной смолы. Нижнюю обшивку фюзеляжа ставят на место лишь после полного завершения отладки управления и монтажа топливного бака. После окончания сборки носовая часть (немного перекрывая место расположения лонжерона) дополнительно оклеивается стеклотканью 0,03-0,05 мм. Фонарь кабины может быть выклеен из стеклоткани или вытянут из термопластичной пластмассы.

Также можно сделать его и из пенопласта, покрыв снаружи тонкой стеклотканью. Капот формуется в негативной матрице из трех слоев отожженной стеклоткани 0,1 мм. Деталь надевается на фюзеляж «внахлест». Для этого в обшивке делается проточка шириной 12 мм и глубиной 0,4-0,5 мм. Крепление капота производится на первом шпангоуте тремя шурупами 2x10 мм. Стойки шасси согнуты из стальной проволоки диаметром 3 мм. Их монтаж на крыле осуществляется двумя дюралевыми скобами на тонких шурупах. Технология изготовления обтекателей колес аналогична капоту. После их формовки на стойках сначала крепится внутренняя половина, к ней с внутренней стороны приклеивается полоска плотной бальзы, а затем монтируется внешняя половина. На место стыка накладывается полоска стеклоткани 0,05 мм на эпоксидной смоле и шов после полимеризации зашкуривается.

Отделка пилотажной кордовой модели самолета

Как уже говорилось, крыло и рули кордовой модели обтягиваются фирменной термо-пленкой. На место стыка крыла и стабилизатора с фюзеляжем наклеиваются треугольные рейки из легкой бальзы для оформления зализа. Деревянные части модели шпаклюются и ошкуриваются. Затем они покрываются двумя слоями жидкого нитроклея, и после сушки их поверхность матируется мелкой шкуркой. Окраска производится автомобильными эмалями воздушной сушки с помощью аэрографа, или мягкой кистью в два слоя с промежуточной сушкой. Рекомендуется после первого слоя фоновой окраски произвести пробный облет модели. Окончательная отделка производится после тщательного обезжиривания и матирования поверхности. Возможно, не следует окрашивать спортивный самолет в яркие контрастные цвета.

Логика здесь такова. Чем ярче самолет и чем четче читается его положение в полете, тем... легче фиксировать мелкие огрехи в пилотаже судьям. Винтомоторная группа. На модели установлен двигатель SuperTigre G-34 с самодельной футоркой и жиклером от КМД. Поскольку добиться нормальной перегазовки на фигурах от этого двигателя не удалось, площадь критического сечения оставлена как у штатного карбюратора. Питание - под давлением из глушителя. Сам глушитель подвергся переделке (об этом уже писалось на страницах журнала). Объем топливного бака выбран с запасом - около 120 см3. Необходимое количество горючего отмеряется при заправке.

При использовании экономичного двигателя объем бака желательно уменьшить до 100-110 см3. Корпус бака спаян из луженой жести толщиной 0,2-0,25 мм. Особенностью является отсутствие заправочной трубки, так как питание двигателя осуществляется под давлением. Заправка производится через штуцер питания двигателя, а «дренаж» перед полетом соединяется со штуцером глушителя. При монтаже в фюзеляже бак укладывается на полоски пенорезины толщиной 5 мм, и фиксируется фанерной пластинкой толщиной 1 мм за верхние стрингеры. Воздушные винты - самодельные, из березы. Для тихой погоды подходит винт 250x100 мм, а для ветреной 240x115 мм. Правда, эти рекомендации требуют практического уточнения, так как известно, что у каждого двигателя есть свои особенности

( Источник: журнал Моделизм спорт и хобби)

Общий вид пилотажной кордовой модели самолета.

Конструкция фюзеляжа пилотажной кордовой модели самолета.

Крыло и стабилизатор пилотажной кордовой модели самолета.