Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

КОРДОВАЯ ПИЛОТАЖНАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА ЛЕГКОГО КЛАССА

Предлагаемая вашему вниманию кордовая пилотажная авиамодель «легкого» класса при невысокой сложности изготовления обладает очень неплохими пилотажными качествами. Как показала практика автора, с подобной техникой можно успешно участвовать (и побеждать!) в соревнованиях школьников даже старшей возрастной группы. Интересна история создания этой модели. Несколько лет назад пилотажники нашего кружка устроили своеобразный конкурс. Его задачей стало создание лучшей модели для новичка, уже приобретшего некоторый опыт в пилотаже.

Было построено множество самолетов - простых и сложных, больших и маленьких, с плоскими и объемными фюзеляжами. Проведенные позже соревнования позволили выявить победителя. Заметьте, что при подведении итогов учитывались не только летные свойства. Дополнительно оценивалась сложность изготовления самолета, его прочность и живучесть, возможность использования модели малоопытным спортсменом в условиях соревнований, а также минимальная стоимость материалов. Конструкцию, победившую в этом конкурсе, мы и предлагаем на ваш суд.

Прежде всего, - о том, какие принципы заложены в конструкцию модели. Одной из главных задач явилось достижение оптимального соотношения устойчивости и маневренности. На предлагаемой вашему вниманию пилотажке требуемый компромисс обеспечивается сочетанием передней центровкой (13-16% САХ) с повышенной эффективностью горизонтального оперения (увеличена площадь и плечо стабилизатора, на нем использованы концевые шайбы).

При этом, несмотря на высокие требования к маневренности, закрылки отсутствуют. Эти элементы применяют на кордовых пилотажках не столько для повышения подъемной силы крыла, сколько для формирования скоса потока за крылом -для повышения эффективности работы стабилизатора. Для нашей же модели закрылки не нужны, - здесь стабилизатор и так достаточно эффективен. Навеска лишних деталей здесь только усложнила бы конструкцию. Повышенная эффективность горизонтального оперения позволила уменьшить угол отклонения руля высоты до +20°-25°. Благодаря этому аэродинамическое сопротивление стало заметно меньше. Теперь модель не «останавливается» после очередного угла квадратной фигуры,

что было характерно для моделей «легкого» класса. Еще нужно заметить, что у нас существуют сомнения в необходимости киля. Он не способен увеличить надежность натяжения кордовых нитей, лишь увеличивает «парусность» фюзеляжа при боковом ветре. Что действительно повышает устойчивость полета и надежность управления, так это груз в правой законцовке крыла (к подбору его массы рекомендуем отнестись очень ответственно), довольно сильный выкос оси двигателя вправо, и правильный выбор точек выхода корд через левую законцовку.

Модель оснащена двигателем КМД-2,5. К сожалению, пока не появилось двигателя, способного составить серьезную конкуренцию старому доброму «комоду» при использовании его на моделях подобного класса. Он эксплуатируется с пластиковыми винтами «термик» 220x125. Для хорошего, мощного двигателя лучше взять винт 248x135 и обрезать его до диаметра 230 мм.

Изготовление кордовой модели самолета

Фюзеляж кордовой модели самолета. Именно с него рекомендуем начинать изготовление модели. Плоский наборный фюзеляж имеет не совсем традиционную конструкцию. Некоторым он может показаться сложным в изготовлении. Но именно этот вариант обладает минимальным весом при прочности, сравнимой с фюзеляжем -«доской». Так что имеет смысл потратить немного больше времени на реализацию предлагаемой конструкции. Тогда возвращаться с тренировки или соревнований с «дровами» на руках вам придется реже. Для обшивки хвостовой части используется бальзовый шпон. Но его вполне можно заменить более тонким липовым или березовым шпоном или даже хорошим ватманом.

Крыло кордовой модели самолета. Профиль симметричный, типа NACA-00... Постройку крыла начинают с изготовления 14 нервюр из пенопласта марки ПС-4-40. Их вырезают с помощью терморезака в пачке, по фанерным шаблонам из заранее нарезанных пластин. В половине набора нервюр вырезают небольшие щели для тросиков управления. На лонжероны и кромки подберают качественные сосновые рейки. После разметки их вклеивают строго перпендикулярно бобышкам фюзеляжа. Теперь можно приклеивать нервюры.

Дальше следует, наверное, самая трудоемкая операция - окантовка по всему периметру пенопластовых нервюр бальзовыми пластинками. Проще всего поступить так. Заранее подготовленные пластины слегка размачиваются в теплой воде, а нервюра по периметру намазывается клеем (лучше всего ПВА). Пару пластин прикрепляют сверху и снизу к задней кромке с помощью прищепки. Затем пластины по всей длине приматывают к нервюре нитками. Останется только точно подрезать окантовку спереди и приклеить ее встык к передней кромке.

Такие же пластины приклеивают и к полкам лонжерона между нервюрами. Трудоемкость же этого процесса совсем невелика. Зато этот вариант обеспечивает минимальный вес конструкции при неплохой жесткости и прочности. Нервюры можно сделать проще, например, из фанеры толщиной 3 мм от фруктовых ящиков. Но тогда их придется сильно облегчать путем вырезания пары окон облегчения в каждой.

Законцовки делаются из той же фанеры. Качалка управления закрепляется между лонжеронами с помощью липового брусочка и оси, изготовленной из подходящего гвоздя. В качестве обшивки лучше всего использовать лавсан толщиной 30-40 мкм. Подойдут и современные обтяжечные пленки, однако они тяжелее и придают меньшую жесткость конструкции.

Стабилизатор кордовой модели самолета должен быть максимально легким. Поэтому его лучше всего сделать наборным с применением бальзы. Кабанчик руля высоты изготавливают из листового дюралюминия толщиной 1,5 мм, и заклеивают его на эпоксидной смоле в руль высоты. Полезно для присоединения тяги предусмотреть в кабанчике несколько отверстий на разной высоте. Если теперь оборудовать саму тягу наконечником для радиоуправляемых моделей, это позволит точно отрегулировать управление моделью под свою руку. Переднюю и заднюю кромки стабилизатора перед оклейкой следует немного скруглить. В остальном конструкция стабилизатора понятна из рисунка. После изготовления стабилизатор обтягивается лавсановой пленкой, и вклеивается в фюзеляж на клее «Момент».

Топливный бак кордовой модели самолета - классическая «непроливашка» - спаивается из луженой жести толщиной 0,3 мм. Не следует сразу закреплять его в нише фюзеляжа намертво. После первых полетов регулировкой высоты расположения бака добейтесь устойчивой работы двигателя в прямом и перевернутом полете и лишь, потом заклейте его окончательно. Имейте в виду, что на рисунках трубки дренажа и заправки показаны схематично. Кто-то считает, что для этих целей достаточно одной трубки, кто-то оформляет их так, что бак работает в режиме пилотажной «поилки». Так что здесь все зависит от вкуса и пожеланий изготовителя пилотажки.

Если при резкой даче газа обороты растут медленно, двигатель работает с перебоями и дымит, - значит, топливная смесь переобогащается. Звук выхлопа глуховат, может наблюдаться значительный выброс топлива из карбюратора. В этом случае необходимо ввернуть винт регулировки малого газа. Признак переобеднения смеси - те же перебои работы двигателя, однако, сопровождающиеся более звонким звуком выхлопа и резким «подхватыванием». Дымление уменьшается, либо не изменяется. В этом случае винт регулировки малого газа выворачивают. Заметьте, что у большинства двигателей эта регулировка довольно острая, поэтому угол поворота - не более 45° за один раз. В начале регулировки не рекомендуется устанавливать минимально возможные обороты холостого хода, так как мотор может заглохнуть.

Иногда все признаки выражены не явно и диагностика затруднена. Попробуйте немного обогатить смесь главной иглой. Если работа на переходных режимах улучшится, значит, смесь была обеднена, и винт регулировки малого газа выворачивают. Также можно приподнять нос модели на 45°-90°. Если работа мотора улучшится, то смесь, наоборот, была обогащена, и винт качества вворачивают. В целом регулировка карбюратора - работа тонкая, и торопиться, здесь не следует. В противном случае можно только потерять время.

(Автор М. Симонов. источник журнал Моделизм спорт и хобби)

Общий вид пилотажной кордовой модели самолета

Компоновка кордовой пилотажной модели самолета

Кордовая пилотажная модель самолета: 1 - перемычка (липа), 2 - брус моторамы (береза 10x10 мм), 3 - перемычка (липа), 4,6,7 - бобышка (липа), 5 - наполнитель фюзеляжа (мелкошариковый пенопласт), 8 - стрингер (сосна 10x4 - 8x3 мм), 9,10- борт (фанера 1,5 мм), 11 - накладки моторамы, задающие выкос двигателя вправо (бук 7x10x60 мм), 12-обшивка фюзеляжа (бальза 1 мм), 13- передняя кромка (сосна 5x5 мм), 14 - задняя кромка (сосна 5x5 мм), 15- полки лонжерона (сосна 5x5 мм), 16 - законцовки (фанера 3 мм), 17 - вывод тросиков управления (пружинные трубки), 18- нервюра (пенопласт 5 мм + окантовка из бальзы 1x5 мм), 19- накладки (липа 3x10 мм), 20 - кромки (сосна 4x4 мм), 21 - кромки (бальза 4x8 мм), 22 - нервюры (бальза 3x4 мм), 23 - центральные бобышки (бальза 4 мм), 24 - накладки (бальза 1x5 мм, на всем размахе).

Крыло кордовой пилотажной модели самолета