Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

КОРДОВАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА

СО СЪЕМНЫМ КРЫЛОМ

Наличие съемного крыла на предлагаемой вашему вниманию модели самолета значительно упрощает ремонт и транспортировку (при перевозке к месту стартов ее можно упаковать в большой пластиковый пакет). Заметьте, что новая система фиксации крыла на фюзеляже выгодно отличается от известного крепления с помощью резиновой ленты. Теперь полностью исключены аварии, связанные со случайным сбросом крыла в полете или с его недопустимым смещением.

При предполетной сборке модели крыло вставляется в прорезь фюзеляжа с внешней стороны и крепится тремя болтами МЗ. Тяга управления фиксируется в отверстии качалки по способу, широко используемому на моделях воздушного боя. Другой конец тяги защелкивается на кабанчике с использованием наконечника любой конструкции. На все эти операции уходит буквально несколько минут.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОДЕЛИ САМОЛЕТА

Фюзеляж модели самолета.

Носовая часть изготовлена из липы толщиной 10 мм. К ней приклеены две сосновые рейки сечением 4x10мм, которые образуют лонжероны хвостовой балки. Между ними вклеены раскосы, выполненные из реек сечением 2x10 мм, а также хвостовая бобышка, замыкающая набор фюзеляжа сзади. С обеих сторон собранный каркас фюзеляжа обшит фанерой толщиной 1 мм. Заметьте, что с правой стороны зашивка заходит на 10 мм за заднюю кромку крыла, а слева заканчивается примерно в зоне лонжерона крыла.

Двигатель опирается на брусочки из древесины твердых пород, которые задают отклонение оси вала из круга. Указанные на рисунках размеры выреза моторамы даны для двигателя КМД. При использовании других двигателей расстояние от обреза фюзеляжа до первого ряда отверстий может меняться в зависимости от массы и положения центра масс используемого двигателя. Под бак правая фанерная зашивка и липовая дощечка прорезаются насквозь, а левая зашивка - нет. Для надежного крепления костыля делается пропил глубиной 2 мм.

Крыло модели самолета

Крыло имеет классическую конструкцию. Нервюры вырезаны из липового шпона толщиной 2 мм. Лонжероны сделаны из сосновых реек 3x8 мм, передняя кромка имеет сечение 5x5 мм, задняя - 5x14 мм. После сборки каркаса обрезаются выступающие лонжероны и кромки. На крайние нервюры наклеиваются липовые пластинки толщиной 3 мм, образующие законцовки. Затем вклеивается узел крепления качалки. Внешние слои фанерная зашивки центроплана должны быть направлены вдоль размаха крыла. Зашивка клеится внакладку на каркас крыла. Для упрощения этой операции можно порекомендовать прихватить накладку в нескольких точках циакриновым клеем, и затем основательно пролить швы эпоксидной смолой. Ушки крепления крыла изготавливаются из фанеры толщиной 3 мм.

Использование строительной фанеры здесь совершенно недопустимо, так как эти детали полностью определяют надежность сборки всей модели самолета. Заготовки ушек должны быть склеены из трех слоев миллиметровой фанеры. Отверстия под крепежные винты удобнее всего сверлить совместно с фюзеляжем. Для этого необходимо вставить крыло в прорезь фюзеляжа, и временно зафиксировать его в правильном положении клинышками или булавками. После этого размечаются отверстия, крыло извлекается из фюзеляжа, и отверстия прорезаются или просверливаются с помощью дрели.

Оперение модели самолета

Оперение выполнено наборным в виде контура из сосновых реек сечением 5x5 и раскосов 3x5 мм. Собранный каркас стабилизатора приклеивается к фюзеляжу сверху. После этого сверлятся и доводятся надфилем два отверстия под нижние концы кромок киля. Отметьте для себя, что приклеенный таким образом киль усиливает прочность крепления стабилизатора.

Стойки шасси модели самолета

Стойки шасси вырезаются из листа алюминиевого сплава Д16Т толщиной 1,5 мм. На фюзеляже они фиксируются винтами МЗ. При желании двухстоечное шасси для уменьшения массы модели самолета может быть заменено одностоечным (в этом случае к внешней законцовке должен быть приклеены дополнительный фанерный костыль для предотвращения повреждения обшивки). Диаметр проволочной стойки равен 2,5 мм. Материал стойки - проволока «тип 2» (старое название - ОВС). Для крепления проволочной стойки нужно на внутренней поверхности липовой заготовки прорезать паз под проволоку. Затем стойка вкладывается на место, и наклеивается левая фанерная зашивка фюзеляжа.

Сборка модели самолета

Для сборки модели самолета используется пластифицированная эпоксидная смола ЭДП. Возможно применение смол К-153 или КДА. У нас циакриновый клей использовался для ускорения и облегчения сборки, - ничто не мешает применять его более широко. Единственные детали, которые желательно клеить на смоле - это фанерные накладки на фюзеляже. Бак крепится к фюзеляжу запаянным винтом МЗ (под головку винта с внутренней стороны бака желательно припаять накладку из жести 20x20 мм). Дренажная трубка заканчивается во внешнем углу бака, на расстоянии 2-3 мм от проходящей рядом питающей трубки.

Во время заполнения бака носовая часть модели самолета должна быть поднята вверх. После окончания заправки заправочную трубку обязательно герметично закрывают. При сборке узла качалки ее ось из проволоки диаметром 3 мм можно не заклеивать, так как после вклейки узла между лонжеронами она будет надежно зафиксирована. Тросики желательно закрепить на качалке до монтажа узла в крыло. В законцовку в местах выхода корд полезно вклеить жесткие пружинки внутренним диаметром около 2 мм. Тяга руля высоты состоит из обработанной сосновой рейки диаметром 5 мм, и двух наконечников. Наконечник, крепящийся к качалке, из-за своей большой длины выполнен из проволоки диаметром 2,5 мм. Наконечник у кабанчика сделан из проволоки диаметром 2 мм, и имеет фиксирующую пружину из проволоки диаметром 1 мм. Эта пружина припаяна к наконечнику, затем место крепления обмотано луженой медной проволокой 0,25 мм и пропаяно. Оба наконечника имеют «шпоры», формируемые следующим образом: конец проволочной заготовки сгибается под 90°, обрезается, и на точиле ему придается форма острого выступа.

Кабанчик руля высоты изготавливается из дюралевого уголка с толщиной стенки около 1 мм. Обтяжка. Лучше всего модель обтянуть лавсановой пленкой. При использовании для обтяжки крыла двух кусков лавсана, разделенных по оси фюзеляжа, обрез внутреннего листа обшивки должен находиться за пластинами крепления крыла. Места, не покрываемые обшивкой, должны быть защищены от топлива лаком или краской. Надписи и другие декоративные элементы можно выполнить из самоклеющихся виниловых пленок. В заключение - немного о различных модификациях модели (о вариантах шасси мы уже упоминали). При полетах на кордодроме с нормальным покрытием диаметр колес может быть уменьшен, как и высота стоек, - это уменьшит массу модели. Форма фюзеляжа может быть изменена без какого-либо ущерба для летных характеристик, - здесь все может зависеть от вкуса изготовителя.

Кроме того, для упрощения изготовления оперения и хвостовой балки фюзеляжа допустимо раскосную конструкцию заменить на бальзовую, или выполнить эти элементы из пенопласта. При изготовлении оперения из пенопласта все окантовочные рейки сохраняют свое сечение, а при изготовлении из бальзы достаточно окантовать детали сосновыми рейками сечением 3x5 мм. Если нет желания или необходимости делать модель самолета разборной - крыло можно просто вклеить в фюзеляж намертво. Весовая сводка предлагаемой разборной модели выглядит следующим образом: фюзеляж в сборе без обтяжки 110 г, крыло в сборе без обтяжки 157 г, стабилизатор с рулем без обтяжки 27 г, киль с рулем поворота без обтяжки 13 г, шасси в сборе 99 г, бак 31 г, фонарь кабины без обтяжки 9 г. Полностью готовая модель с двигателем без топлива весит 667 г. При располагаемой площади крыла 21,24 дм2 обеспечивается удельная нагрузка 31,4 г/дм2.

(Автор: С. Кучерявенко, методист «Элерон», Таганрог. источник журнал Моделизм спорт и хобби)

Чертеж кордовой модели самолета со съемным крылом