Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

КОРДОВАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА ДЛЯ ВОЗДУШНОГО БОЯ

НАЧИНАЮЩИМ

Кордовая модель самолета рекомендуется начинающим кордовикам для отработки первоначальных навыков пилотажа. Один из этапов обучения - освоение перевернутого полета и обратных фигур. Этап очень важный и довольно сложный. Именно на нем «теряется» наибольшее количество моделей. Поэтому основные требования к самолету, предназначенному для данных целей, таковы: прочность, простота и дешевизна при способности выполнять простейшие фигуры пилотажа. Представляемая вашему вниманию модель полностью соответствует поставленным условиям. Нервюрный набор выполняется из бальзовых пластин.

Заготовки обрабатываются совместно в пакете. Вначале из стеклотекстолита или дюралюминия толщиной 1,5-2 мм изготавливают шаблоны, имеющие также прорези под полки лонжерона и кромки. Бальзовые пластины-заготовки нумеруют, собирают в пакет, и стягивают винтами между шаблонами. Закончив обработку нервюр, пакет разбирают. В наборе внутреннего полукрыла сверлят отверстия для тросиков управления. В корневых нервюрах выполняют отверстия под бак и паз под панель вывода тяги.

Если вместо бальзы придется воспользоваться миллиметровой фанерой, то в нервюрах внутреннего полукрыла выпиливают окна облегчения. Центральная нервюра, одновременно выполняющая функции моторамы, делается из фанеры 6 мм или переклея из 7 слоев фанеры 1 мм (последнее предпочтительнее). Вырезы под двигатель и топливный бак выполняется с припуском 1 мм. Корневые нервюры приклеиваются к центральной. Рейки для кромок и полок лонжерона размечаются согласно чертежу.

К задней кромке для усиления приклеивают липовую рейку 5x5 мм, потом выполняют пазы глубиной 1,5-2 мм для нервюр, и пазы для петель руля высоты. Перед началом сборки каркаса также должен быть закончен топливный бак. Он изготавливается из луженой жести толщиной 0,2-0,3 мм. Скобы крепления сгибаются из двух слоев жести (особое внимание надежности пайки этого узла). Закончив корпус бака, доводят окно в нервюре до формы, обеспечивающей плотную посадку бака. После его заклейки впаивают медные или латунные трубки. Бак промывают ацетоном и проверяют на герметичность.

Сборка кордовой модели самолета ведется на эпоксидной смоле (в крайнем случае, на эмульсии ПВА). На ровной поверхности закрепляют схематичный чертеж, выполненный в масштабе 1:1. В центральную нервюру вставляют переднюю кромку и полки лонжерона. Затем на рейки насаживают нервюры согласно их порядковому номеру. В последнюю очередь крепят заднюю кромку и фиксируют ее резиновыми кольцами. Каркас модели кладут на чертеж, и под рейки подкладывают брусочки, чтобы каркас не имел круток.

Убедившись в отсутствии перекосов, все стыки промазывают клеем. После отверждения смолы монтируют систему управления и фанерные законцовки. Внешнее полукрыло загружают свинцовой пластинкой весом 20-25 г (ее приматывают к лонжерону капроновыми нитками и промазывают клеем). Каркас модели зашкуривают и покрывают двумя слоями нитролака (НЦ-222). Если планируется использовать калильный двигатель, то используют двухкомпонентный паркетный лак. Лобик крыла в двух центральных отсеках обшивают тонким кедровым шпоном (допустима замена на буковый шпон или тонкий картон). При наличии мощного двигателя, например КМД, можно обшить лобик по всему размаху крыла.

В законцовке внутреннего полукрыла заклеивают металлические трубочки для вывода тяг управления. Качалка управления вырезается из дюралевой пластины толщиной 2 мм. Она насаживается на медную или латунную трубку, и фиксируется двумя припаянными латунными шайбами. Ось качалки - стальная проволока ШЗ мм. После монтажа она фиксируется в деталях каркаса эпоксидной смолой. Тяга руля высоты делается из стальной проволоки Ш2 мм. Руль высоты вышкуривают из бальзовой пластины 5 мм и покрывают лаком.

Для проверки работы системы управления его временно монтируют на модель, а перед началом обтяжки снимают. Модель обтягивают обычной лавсановой пленкой на клеях БФ-2 или БФ-6 (допустима замена на «Момент»). Места склейки покрывают тонким слоем клея и сушат до отлипа, затем наносят еще один слой и снова сушат. Пленку накладывают на каркас краской вверх (матовая сторона) и прогревают места склейки утюгом (регулятор в положении «Шерсть»). При использовании калильного двигателя пленку придется наклеивать краской вниз, что ухудшит прочность шва, или использовать металлизированный лавсан.

Кстати, - при большом энтузиазме все крыло после обтяжки можно окрасить синтетическими эмалями. Натягивание пленки производится более горячим утюгом (регулятор в положении «Хлопок»). Чтобы уменьшить вероятность прожога пленки, его подошву закрывают тонкой хлопчатобумажной тканью. Не рекомендуется полностью натягивать только одну сторону крыла (например, только низ), так как это может привести к перекосу крыла. На модель устанавливается двигатель объемом 2,5 см3 (желательно КМД, но подойдет и любой другой). Для лучшего натяжения корды в полете его ось отклоняют вправо на 2-3°. Воздушный винт - «Термик» 220x125.

(Автор: Н.Федосеев. источник журнал Моделизм спорт и хобби)

Чертежи кордовой модели самолета для воздушного боя новичкам