Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

КОРДОВАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА

Сделав первые шаги в управлении кордовой учебной моделью самолета (ее описание было в предыдущем номере журнала), можно переходить к освоению первых фигур пилотажа. Для этого потребуется новая модель, -тренировочного типа. Описание такой машины мы и предлагаем вашему вниманию.

Фюзеляж кордовой модели самолета

Вырезается из бальзовой пластины толщиной 8 мм и оклеивается с двух сторон стеклотканью 0,05-0,08 мм на двухкомпонентном паркетном лаке (если плотность бальзы меньше 0,09 г/см3, сверху и снизу фюзеляж придется окантовать рейками сечением 3x8 мм). Подмоторная часть выпилена из толстой фанеры или из переклея фанеры толщиной 1-1,5 мм (последнее предпочтительней). После подгонки детали склеиваются эпоксидной смолой с одновременным монтажом бобышек. Накладки, вырезанные из миллиметровой фанеры, ставятся также на эпоксидке.

Киль кордовой модели самолета

Вырезан из бальзовой пластинки и имеет в корне толщину 8 мм, а на конце - 5 мм. После профилирования киля от него отрезается руль поворота, который потом приклеивается к килю под углом 20°-25°. Киль ставится на фюзеляж на двух штырях 04 мм на смоле.

Горизонтальное оперение кордовой модели самолета

Стабилизатор выструган зацело с рулем высоты из бальзовой пластины толщиной 8 мм с утончением к концам до 5 мм. Если бальза легкая, полезно на размахе 100-150 мм усилить центральную часть стабилизатора (за счет оклейки стеклотканью 0,03-0,05 мм на лаке). Руль высоты отрезается, и в обеих деталях прорезаются пазы под четыре шарнирные петли. Стабилизатор вклеивается на смоле в паз фюзеляжа. Стык можно усилить треугольными бальзовыми рейками, которые помогут оформить зализ. Угол между плоскостями фюзеляжа и стабилизатора должен быть равен точно 90°. В противном случае на некоторых фигурах модель будет забрасывать в круг.

Крыло кордовой модели самолета

Использован профиль из серии NACA-00... Можно применить и более современный, с затупленным носиком. Поведение модели с таким крылом на критических углах будет лучше. Однако нужно помнить, что затупленные профили потребуют более передней центровки. Лонжерон и задняя кромка изготавливаются из бальзы толщиной 8 мм. После профилирования и выполнения всех пазов и отверстий эти детали оклеиваются стеклотканью толщиной 0,08 мм на паркетном лаке. Пока отверждается смола, подготавливают детали узла качалки и центральной нервюры.

Материал качалки - дюраль толщиной 2 мм, ее ось делается из стальной проволоки диаметром 3 мм, а тяга закрылков - из проволоки диаметром 2 мм (на ее концах нарезают резьбу М2 и ставят стандартные «вилочки»). Особое внимание уделите качеству пайки деталей узла, так как любой ремонт потребует последующего вскрытия обшивки. Центральную нервюру вырезают из бальзы толщиной 8 мм и фанеры 1 мм, а бобышку делают из липы или сосны сечением 8x10 мм (сборка на смоле). Материал носиков нервюр - бальза толщиной 6-8 мм и стеклоткань 0,03-0,05 мм (носиков потребуется шесть штук, и размещены они равномерно по размаху крыла). Внутреннюю законцовку вырезают из бальзовой пластины толщиной 16 мм (8+8 мм). В ней заклеивают трубочки для вывода поводков. Внешнюю законцовку лучше сделать из липы или осины. В ней размещается груз массой 20 г для компенсации веса корд.

Также здесь выполняют два глухих отверстия с резьбой М6 для дополнительной загрузки. Таковая потребуется при полетах в сильный ветер и с кордами длиной около 20 м. Регулировку производят с помощью винтов М6 и кусочков свинца. После догрузки модель может лететь по горизонту со слегка опущенным внешним концом крыла. Некоторые скажут, что такое положение модели в воздухе неестественно. Но поверьте, что разбитая об асфальт модель выглядит еще неестественнее. При разметке выкроек обшивки нужно помнить, что консоли имеют отличающиеся полуразмахи, а также что соты гофропластика должны быть направлены вдоль передней кромки. Не забудьте предварительно точно замерить периметр корневой и концевой нервюр. При монтаже обшивки все места нанесения клея нужно будет обработать мелкой шкуркой и обезжирить. Сборка ведется на клее «Момент», «Рапид», 88 или «Контакт-цемент» (производства США).

Последний схватывает просто чудесно, но стоит как мешок колбасы (если вы на диете - рекомендуем приобрести именно этот клей). На внутренней стороне выкройки в месте передней кромки тупым стержнем аккуратно продавливают три соседних «отсека» гофропластика. Затем на внутреннюю часть нижней панели обшивки наносят клей, выдерживают положенное время и плотно прижимают к набору крыла. Аналогично поступают и с другой консолью. После высыхания клея внимательно проверяют качества монтажа деталей и завершают сборку, перегибая обшивку по передней кромке и приклеивая ее на место. Место стыка обшивок в центре крыла (по 60-70 мм на сторону) обрабатывают мыльным раствором.

Дождавшись высыхания, накладывают два слоя стеклоткани толщиной 0,08-0,1 мм (полосы шириной около 100 мм) на эпоксидной смоле, обернув ею крыло. После частичного отверждения смолы (когда выклейка уже держит форму, но еще режется ножом) стеклопластик разрезают по передней и задней кромкам, и снимают две полученные симметричные корочки с крыла. Следующий этап - тщательное удаление остатков мыла, зашкуривание, обезжиривание, и, наконец, монтаж стеклопластиковых корок с помощью контактных клеев. Заднюю кромку готового крыла оклеивают лентой цветного скотча шириной 50 мм.

Готовое крыло вставляют в вырез фюзеляжа, ориентируют так, чтобы угол между плоскостью крыла и фюзеляжа составлял бы точно 90°, и сверлят отверстия диаметром 5 мм под соединительные штыри. Затем крыло, и фюзеляж вновь разъединяют, вставляют на место трубку с П-образной скобой, на места склейки наносят эпоксидную смолу, и, наконец, соединяют фюзеляж с крылом, одновременно вставляя буковые штыри. Желательно контур стыка крыла с фюзеляжем усилить бальзовыми рейками, обрабатываемыми потом в виде зализа. Закрылки выстругивают из бальзы толщиной 10 мм. Под усы П-образной скобы в них на смоле вклеивают тонкостенные трубки.

Отделка кордовой модели самолета

Все деревянные части модели шпаклюют, шкурят, а затем лакируют и красят. Все рулевые поверхности навешивают на шарнирных петлях с помощью эпоксидной смолы. Руль высоты и закрылки соединяются деревянной тягой диаметром не менее 5 мм. На ее концах должны быть примотаны капроновыми нитками с клеем Г-образные «скобы», согнутые из стальной проволоки диаметром 2 мм. Однако лучше одну из этих проволочных деталей не загибать, а нарезать на конце резьбу М2 и поставить «вилочку» - это позволит точно отрегулировать длину тяги. Скобу со стороны закрылка нужно подогнуть так, чтобы исключить касание с тягой, идущей от качалки, в крайних положениях.

Сборка кордовой модели самолета

В последнюю очередь монтируют стойки шасси и топливный бак. Двигатель предварительно крепят липкой лентой и проверяют центровку. Если необходимо, положение двигателя корректируют и потом сверлят отверстия под болты его крепления.

Винтомоторная группа кордовой модели самолета

На предлагаемой вашему вниманию модели устанавливался двигатель OS MAX 25-Х без глушителя. Питание осуществлялось под давлением, отбираемым из картера. Топливный бак был взят с радиомодели и крепился на фюзеляже хомутиками через виброизолирующие прокладки из пенорезины. Воздушный винт самодельный, размером 250x120 мм. Он может показаться тяжеловатым, но с ним двигатель не выходит на «визжащий» режим. А именно это позволяет отказаться от глушителя.

Если вы также решите воспользоваться самодельным винтом, рекомендуем относительную ширину и толщину лопастей сделать минимально допустимыми (это повысит КПД винта). Из промышленной продукции можно посоветовать воспользоваться изделиями фирм «Мастер» и АРС. Заметьте, что с двигателем рабочим объемом 2,5 см3 такая модель подойдет лишь начинающим пилотам. Недостаток тяги не позволит применять корды длиной более 16 м, соответственно снизится и качество выполнения фигур.

(Автор: Д.Чернов. источник журнал Моделизм спорт и хобби)

Чертежи кордовой тренировочной модели самолета