Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

КОРДОВАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА


УНИВЕРСАЛЬНАЯ

Эта модель уже несколько лет с успехом «тиражируется» нашими кружковцами. Секрет ее популярности — в простоте конструкции и хороших летных качествах. Несмотря на неизменность размеров «серийной» модели, на различных ее экземплярах устанавливались микродвигатели рабочим объемом от 2,5 до 4 см3 в компрессионном и калильном вариантах. Но наиболее часто использовался широко известный КМД-2,5, оснащаемый воздушным винтом диаметром 220 х 120 мм. Длина корд, обычно применяемых для запусков, близка к стандартной величине 16 метров. Для изготовления деталей модели в основном применяются недефицитные материалы.

Фюзеляж кордовой модели самолета

Начинается постройка этого самолета с фюзеляжа. В качестве заготовки для него подойдет ровная доска из осины, липы, ольхи, тополя или не смолистой ели. Боковые поверхности доски нужно вышкурить или начисто отстругать. Толщина заготовки после обработки должна оказаться в пределах 6-7 мм. На одну из ее сторон наносят карандашом контуры будущего фюзеляжа, после чего лишний материал обрезается. Затем выпиливают окно облегчения в хвостовой части и вырез под картер двигателя.

Из миллиметровой фанеры вырезают две одинаковые заготовки для обшивки носовой части фюзеляжа (на чертеже их контуры обозначены белыми треугольниками). Эти фанерные детали приклеивают справа и слева к фюзеляжу на эпоксидной смоле. Пока клей полимеризуется, из бука, граба или ясеня вырезают бруски моторамы. К фюзеляжу их можно приклеить также эпоксидкой, или же клеем ПВА. В окно облегчения хвостовой части вклеиваются распорки из кусочков рейки сечением 6x3 мм.

Киль и фальшкиль кордовой модели самолета

Киль и фальшкиль выпиливают из березовой фанеры 1,2 мм или из фанеры толщиной 3 мм от фруктовых ящиков (она легкая, практически белого цвета, легко пилится и шкурится; предположительно ее изготавливают из шпона осины на клее типа КМЦ). Из такой же легкой осиновой фанеры выпиливается стабилизатор и «рамка», образующая каркас руля высоты. В эту «рамку» после ее обработки нужно будет еще вклеить нервюры-распорки, сделанные из сосновой рейки сечением 4x3 мм. Конечно, если вам не удалось найти легкой осиновой фанеры от фруктовых ящиков, для горизонтального оперения подойдут и другие материалы.

Так, стабилизатор можно изготовить из липовой или осиновой пластины толщиной 3-3,5 мм или бальзовой пластины толщиной около 4 мм. Руль высоты несложно выполнить наборным. На переднюю кромку пойдут сосновые рейки 8x3 мм, для задней кромки и нервюр-распорок — 4x3 мм. Проще всего руль высоты сделать при возможности из бальзовой пластины толщиной 4 мм (конечно, не выпиливая окон облегчения). В хвостовой части фюзеляже под готовый стабилизатор выполняется паз.

В законченных деталях горизонтального оперения тонким сверлом или стержнем из закаленной стальной проволоки диаметром 1-1,2 мм, заточенным под четырехгранник, просверливаются по три-четыре отверстия под петли навески. Их расположение показано на чертеже. Сами петли образованы переплетением прочной капроновой или лавсановой нити (применение лески недопустимо). Плетение выполняется в виде «восьмерки». Готовое вертикальное оперение и стабилизатор лакируются одним или двумя слоями нитролака, после чего эти детали окрашивают нитроэмалями марки НЦ.

Руль высоты кордовой модели самолета

Руль кордовой модели самолета высоты (если он не цельнобальзовый) обтягивается лавсановой пленкой толщиной 25 мкм. Такой же пленкой или кусками микалентной бумаги на нитролаке обшивается проем окна облегчения в хвостовой части фюзеляжа. После установки крыла для защиты оперения и фюзеляжа (особенно моторамы) рекомендуем покрыть их поверхности двухкомпонентным паркетным лаком. Для модели, на которой будет установлен микродвигатель с калильным зажиганием, такая лакировка обязательна.

Фонарь кабины кордовой модели самолета

Фонарь кабины может быть сделан из любого подходящего материала. Для снижения веса нами применяется прозрачная полимерная пленка толщиной диаметром 3-0,5 мм, из которой склеивается плоская фигурная «коробочка» фонаря. Для простоты допустимо выпилить плоский контур фонаря из тонкой фанеры, раскрасив его перед приклейкой на фюзеляж. Элементы управления (качалка и кабанчик) — покупные, либо самодельные. Качалку несложно вырезать из дюралюминиевой пластины (не тоньше 1,5 мм). Хороший кабанчик руля получается из угловой части пластмассовой коробки (например, из поддона от КМД). Крепление кабанчика состоит из двух винтов М2. Тяга, соединяющая качалку и руль высоты, согнута из стальной спицы диаметром 1,8-2 мм или дюралюминиевой диаметром 2,5-3 мм. Ось качалки сделана из стальной проволоки диаметром 2,5-3 мм.

Топливный бак кордовой модели самолета

Топливный бак спаян из «белой» (луженой) жести. Для его надежного крепления изнутри в боковую стенку впаивается (еще на стадии сгибания жестяной выкройки) стальной винт или болт МЗ х 14. Для дренажа и питания двигателя используются медные или латунные трубки диаметром 3 мм. При пайке применяется кислота (хлористый цинк) и припой типа ПОС-40. Заметьте, что отверстия под трубочки в бачке удобнее всего прокалывать самодельным шилом, сделанным из проволоки ОВС диаметром 3 мм. Такой инструмент выполняет ровные и точные по диаметру отверстия. При этом на жести образуется отбортовка, повышающая надежность пайки.

Крыло кордовой модели самолета

Крыло — типичной наборной конструкции. Для сборки его каркаса потребуется 10 нервюр и 12 носиков, выпиленных из 1,2 мм фанеры, и 4 нервюры из осиновой фанеры толщиной 3 мм (для центроплана и законцовок консолей). Сечения продольных элементов крыла указаны на чертежах. Центроплан имеет двухстороннюю зашивку из фанеры толщиной 1,2 мм. В центральной части крыла и у концевых нервюр между полками лонжерона монтируется стенка из осиновой фанеры 3 мм. На конце внешней части крыла вклеивается компенсирующий груз массой 15-20 г. Соединение концевых нервюр с кромками усиливают с помощью фанерных косынок.

Способ установки качалки на фигурном бруске, вклеиваемом между полками лонжерона, показан на рисунках. Готовый каркас крыла обтягивается лавсановой пленкой или микалентной бумагой. В фюзеляж крыло вклеивается уже в полностью готовом виде. После многочисленных опытов по подбору клеев для данной операции, самым надежным и прочным признано соединение, выполненное на эпоксидной смоле. Перед первыми полетами полезно проверить крыло на отсутствие крутки в горизонтальной плоскости, положение центра тяжести модели с установленным моторчиком, а также величину и симметричность углов отклонения руля высоты вверх и вниз. Опыт показал, что максимальный угол отклонения в одну сторону не должен превышать 30°. Из серийных пластиковых винтов при условии использовании КМД-2,5 наиболее подходящим является «Термик» типоразмера 230 х 120 мм.

(Автор: В. Викторчук. источник журнал Моделизм спорт и хобби)

Чертежи универсальной кордовой модели самолета

Универсальная кордовая модель самолета: 1 — передняя кромка (сосна, сечение 4x4 мм), 2 — носик нервюры (фанера 1,2 мм), 3 - нервюра (фанера 1,2 мм), 4 — полка лонжерона (сосна, сечение 3,5x6 мм), 5 — поводки корд (проволока ОВС диаметром 0,6 мм), 6 — стенка лонжерона (фанера 3 мм), 7 — зашивка центроплана (фанера 1,2 мм), 8 — качалка (дюралюминий 2 мм), 9 — топливный бак (луженая жесть толщиной 0,2-0,3 мм), 10 — накладка носовой части фюзеляжа (фанера 1,2 мм), 11 — моторама (береза или бук, сечение 8х 10 х 230 мм), 12 — груз внешней консоли крыла (свинец 20 г), 13 — косынка усиления концевой нервюры (фанера 3 мм), 14 — задняя кромка (сосна, сечение 4x12 мм), 15 — тяга руля высоты (дюралюминиевая проволока 0 3 мм), 16 —фюзеляж, 17—стабилизатор (осиновая фанера 3 мм), 18 — передняя кромка руля высоты (сосна, сечение 3x8 мм), 19 — «нервюра»руля высоты (сосна, сечение3x4мм), 20 — петли навески руля (капроновые или лавсановые нити), 21 — задняя кромка руля высоты (сосна, сечение 3x4 мм), 22 — выводы поводков корд (пружинки, навитые из корда), 23 — фонарь кабины, 24 — положение центра масс готовой модели (с двигателем), 25 — контур окна облегчения хвостовой части фюзеляжа, 26 — подкосы (сосна, сечение 3x6 мм), 27 — вертикальное оперение (фанера 1,2 мм), 28 — кабанчик руля высоты (ударопрочный пластик).

Кордовая  модель самолета