Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

КОРДОВАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА С ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ


КОПИЯ САМОЛЕТА «PIXIE»

Эффектная, несложная, и что немаловажно, летучая кордовая модель-копия получится, если вы выберете в качестве прототипа малоизвестный легкомоторный самолет серии «Pixie». Сразу отметьте для себя, что эта историческая машина удачно подойдет для воспроизведения в любом виде — начиная миниатюрными резиномоторными для полетов в спортивных залах и кончая копиями-гигантами, оборудованными многокубовыми бензиновыми двигателями.

Поэтому рекомендуем познакомиться с публикуемыми чертежами всех приверженцев создания полукопий, независимо от «весовых категорий». И, что наиболее удобно, при масштабировании чертежей модели вам придется лишь реконструировать носовую часть фюзеляжа под конкретную мотоустановку, да еще продумать узлы разъема крыла. В остальном конструкция модели может быть сохранена без изменений.

Эта универсальность разработки уже привлекла двух сотрудников нашего журнала, решивших воспроизвести «электричку» в радиоварианте! Перед тем, как познакомиться с кордовой полукопией, наверное, будет интересно узнать об истории создания самолета-прототипа, а также о его основных технических характеристиках. Машина, послужившая темой для копирования, была создана в 1923 году небольшой английской фирмой «Parnall», специализировавшейся тогда на легкомоторных самолетах. В рамках исследовательской программы на этом предприятии построено несколько вариантов самолета «Pixie».

Так, одна из первых модификаций имела крыло увеличенного до 8,4 м размаха и совсем слабый двигатель мощностью около 8 л.с. Также был воплощен в жизнь проект скоростного микросамолета со значительно усиленной мотоустановкой и крылом длиной чуть более 5 м. Нужно вспомнить и о двухместной модификации этой машины. Но наибольший успех достался варианту «Pixie», имевшему усредненные характеристики (именно он и выбран прототипом для создания полукопии). Полная длина фюзеляжа этой машины без узла установки воздушного винта составляет 5,2 м.

Крыло размахом 5,5 м навешивается на узлы, размещенные внизу фюзеляжа. Каждая из консолей подкрепляется парой коротких подкосов, идущих к верхнему лонжерону фюзеляжной фермы. Короткие жесткие стойки шасси несут колеса увеличенного диаметра. Мотоустановка основана на использовании двухцилиндрового оппозитного двигателя мощностью 36 л.с. Максимальная скорость полета равна 140 км/час.

Весьма непривычные пропорции самолета, имевшего удлиненный фюзеляж при широком крыле небольшого размаха, позволяют построить эффектную и необычную модель.

Кордовая модель копия самолета «PIXIE» с электродвигателем

(описание)

Основой для создания фюзеляжа являются две боковые фермы, набираемые на плоском стапеле из бальзовых реек. Заметьте, что сборку ферм нужно вести так, чтобы их наружная сторона была обращена вниз, к стапелю.

После проклейки всех стыков передняя часть ферм усиливается фанерными накладками, идущими от переднего обреза фюзеляжа до задней кромки крыла (они должны располагаться внутри каркаса фюзеляжа). Рекомендуем тщательно продумать их форму, так как при прочтении чертежей ее можно понять неоднозначно. Накладка должна ложиться внахлест на все рейки (ее контуры совпадают с внешними обводами боковой фермы).

Под поперечные распорки фюзеляжа в накладках нужно сделать вырезы. После съема собранных боковин со стапеля, они собираются в единую ферму фюзеляжа с помощью поочередно подгоняемых по месту распорок. Эту операцию также лучше проводить на плоском стапеле, расположив на нем фюзеляж верхней плоскостью вниз. При этом на стапеле должен быть нанесен рисунок вида фюзеляжа сверху. Закончив работу над каркасом, начинают его доработку. В первую очередь нужно в углы между нижними лонжеронами и фанерными накладками вклеить бальзовые пластинки.

Здесь также внимательно разберитесь с чертежами — на каждом борту этих пластинок должно быть три штуки. Ставятся они вплотную к вертикальным стойкам фермы и формой своей верхней кромки повторяют профиль крыла. В принципе толщина пластинок должна соответствовать сечению реек фюзеляжа (4 мм). Но так как в данной зоне борта имеют заметный прогиб наружу, рекомендуем сделать заготовки из более толстого бальзового шпона.

После подгонки деталей по месту и вклейки они зашкуриваются заподлицо с фюзеляжем, образуя посадочную плоскость для монтажа консолей крыла. Теперь дело за подготовкой стойки шасси из стальной проволоки и качалки управления из нефольгированного стеклотекстолита или гетинакса. Когда эти детали будут сделаны, подгоните по месту в фюзеляже горизонтальную силовую панель из фанеры толщиной 3 мм.

Стойка шасси привязывается к ней нитками, пропущенными через ряд просверленных отверстий, а качалка ставится на оси, выполненной из винта МЗ с гайками и шайбами. После контроля стыкуемости узлов панель вклеивается на место. Осталось смонтировать зашивку для выхода тяги руля высоты и сделать верхний гаргрот фюзеляжа из упаковочного пенопласта. Последний в виде заготовки сразу приклеивается на место, а до окончательной формы обрабатывается уже на фюзеляже. В заключение — монтаж лобового шпангоута из миллиметровой фанеры. Монтаж мотоустановки производится позже. Крыло настолько простое по конструкции, что особых пояснений не требует.

Отметьте только для себя, что косынки усиления законцовки ставятся по нижней плоскости крыла, а межнервюрные панели для вклейки подкосов — по верхней. К корневым нервюрам консолей приклеиваются и обрабатываются по профилю накладки из бальзы толщиной 5 мм. Позже они позволят опилить торцы консолей в соответствии с формой изогнутого борта фюзеляжа и углом «V» крыла. Кстати — лишь после этой подгонки крыла к фюзеляжу можно будет вклеить вплотную к лонжеронам монтажные шпильки из сосновых реек сечением 1,5x3 мм.

В нервюрах левой консоли прокалывают отверстия под провода-корды, а в законцовку вклеивают пару пластиковых трубочек для их выхода. Неподвижные части хвостового оперения представляют собою простейшие плоские фермы, набранные из бальзовых реек различного сечения. Рули имеют одну особенность. Чтобы получить острую заднюю кромку, ее контур выполняется из тонкой фанеры. Эти детали должны входить в соответствующие пропилы в нервюрах и кромках рулей. Следующий этап — взаимная подгонка всех основных деталей (фюзеляжа, консолей, подкосов и элементов оперения). Проверив стыкуемость еще раз, можно приступать к обтяжке.

В качестве ее можно воспользоваться, как тонкими фирменными термопленками, так и микалентной бумагой. Пенопластовый гаргрот предварительно обтягивается тонкой писчей бумагой на ПВА. В любом случае имейте в виду, что самолет-прототип был в основе белый. На бортах фюзеляжа, начиная с задней кромки крыла, в направлении к хвосту шла крупная черная надпись PIXIE. На руле направления с обеих сторон нанесено черным число 13. Это же число нанесено и на центральную часть каждой из консолей, причем высота шрифта равна примерно 75% максимальной хорды крыла.

Стойки шасси имели натуральный цвет металла. На крыле дополнительно можно тонкой черной линией обозначить элероны. Они шли от перелома задней кромки до конца законцовки, и имели хорду, соответствующую заднему, скошенному лонжерону модельного крыла. Козырек кабины пилота сгибается из фотопленки. Верхней окантовки он иметь не должен. Закончив поэлементную отделку модели, нужно заняться ее мотоустановкой. Здесь каких-либо конкретных рекомендаций мы давать не будем, так как все зависит от ваших возможностей найти наиболее легкий и мощный электродвигатель. Ограничимся лишь советом найти мотор мощностью не менее 15 Вт (в идеале используется «Мабучи-180», вплоть до серии «280»).

Двигатель ставится в пенопластовой насадке фюзеляжа, имитирующей капот настоящего мотора. Наружная поверхность пенопласта оклеивается плотной бумагой на ПВА и окрашивается «серебрянкой» (на самолете-прототипе капот согнут из неокрашенного листового дюралюминия). Ламели электромотора соединяются с контактами качалки толстыми гибкими проводами. На этом этапе полезно поставить на фюзеляж все оперение и проконтролировать полученную центровку (крыло из-за своей малой относительной массы корректив не даст).

Она должна располагаться в зоне переднего лонжерона крыла, или быть позади него на расстоянии не более 5-8 мм. При необходимости нос или хвост фюзеляжа загружают. Подсоединение кордовых проводов к качалке может быть выполнено в двух вариантах. У нас использовалась пара электро-разъемов, доступ к которым осуществляется через съемный лючок на нижней поверхности фюзеляжа. Для проводки токонесущих корд через консоль в нее пришлось вклеить пару направляющих соломин. Этот вариант позволяет избавиться от наружных разъемов, обычно располагаемых снаружи вблизи законцовки крыла.

Если вы посчитаете такой вариант сложным — воспользуйтесь обычным, когда в консоль сразу укладывают встроенные поводки, намертво подсоединенные к качалке, а разъемы устанавливаются снаружи. Осталось только собрать крыло с фюзеляжем. Тщательно разметив на фюзеляже места под шпильки, уже вклеенные в торцы консолей, выполняют эти отверстия

. С помощью подкладок консоли выравнивают с уже вложенными подкосами относительно фюзеляжа, и все стыки проливают эпоксидной смолой. При необходимости подкосы подкрашивают белой эмалью, а небольшие металлические оковки их концов имитируют «серебрянкой» и черной краской. После подбора воздушного винта приступают к облетам модели. Параметры токонесущих корд и блока питания в первую очередь зависят от используемого двигателя, и поэтому здесь не приводятся.

(Автор; Г. Артамонов, руководитель кружка, Санкт-Петербург. источник журнал Моделизм спорт и хобби)

Кордовая модель самолета Pixie с электродвигателем

Кордовая модель самолета