Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

КЛАССИЧЕСКАЯ КОРДОВАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА

Эта кордовая модель самолета предназначена для отработки фигур высшего пилотажа, однако она с успехом может использоваться также и для первоначального обучения. Для нее необходим двигатель рабочим объемом 2,5 см3. Фюзеляж модели представляют собой реечный каркас, имеющий в носовой части вставку из строительной фанеры толщиной 4 мм. С двух сторон каркас фюзеляжа и киль обшиваются миллиметровой фанерой на клее ПВА.

Для крепления двигателя и бака предусмотрена моторама из двух буковых брусков. С целью облегчения бруски обтачиваются согласно чертежу. Приклеивать их нужно исключительно на эпоксидной смоле для обеспечения большей прочности и топливостойкости соединения. Хвостовую часть можно заузить (если вы решите это сделать, нужно провести данную операцию еще перед обшивкой фюзеляжа и киля тонкой фанерой), чтобы общая толщина фюзеляжа в месте стыка с рулем направления составила 4 мм.

Для установки крыла в фюзеляже выпиливается окно по форме профиля. Руль направления приклеивается к килю под углом 15°, чтобы кордовая модель стремилась выйти из круга. Для этого же предусмотрено отклонение оси двигателя вправо. Мотор крепится винтами диаметром 3 мм. Обязательно установите шайбы, чтобы гайки не вдавливались в фанеру. Топливный бачок объемом около 60 см3 спаян из жести и латунных или медных трубок.

Топливопровод лучше сделать из силиконовой трубки. Трубочки от капельниц со временем твердеют и перестают плотно обжимать штуцер двигателя. Кроме того, для них приходится напаивать проволочную шайбу на заборный патрубок бачка. Каркас крыла состоит из фанерных нервюр толщиной 1,5 мм и продольных элементов: передней кромки, полок лонжерона и задней кромки. Для того чтобы все нервюры были одинаковыми, необходимо выпилить два дюралевых шаблона по форме профиля крыла.

Зажав их в тисках, просверлите два отверстия диаметром 3 мм - одно в передней, и одно в задней части шаблонов. Используя один из шаблонов, разметьте на листе фанеры нужное количество нервюр. Не забудьте обвести отверстия. Выпилив лобзиком детали с небольшими припусками, соберите их в пакет, по краям которого должны располагаться дюралевые шаблоны. При этом нужно использовать резьбовые шпильки диаметром 3 мм.

Обычно их приходится изготавливать самостоятельно, но если удастся достать винты подходящей длины - тем лучше. Обработав пакет напильником по контуру, проконтролируйте линейкой отсутствие выпуклостей и сделайте пропилы под рейки. Для этого можно использовать ножовку по металлу, лобзик и надфили. Попробуйте вставить полки лонжеронов в соответствующие пропилы.

После этого следует разобрать пакет, пронумеровать нервюры, разметить контуры облегчений и выпилить их. Собирать крыло лучше на клее ПВА, располагая его каркас на ровной поверхности. Для крепления нервюр в задней кромке делаются пропилы на глубину 3 мм. Переднюю кромку необходимо скруглить. Качалка крепится винтом диаметром 3 мм в пропиле буковой вставки, которая вклеивается между лонжеронами крыла на эпоксидной смоле. Груз на внешней концевой нервюре можно прикрепить шурупом (место показано на чертеже) или вставить между лонжеронами крыла и обмотать нитками с клеем. Законцовки крыла - пенопластовые или бальзовые.

При использовании пенопласта имейте в ввиду, что при обтяжке крыла его можно деформировать горячим утюгом. Во избежание этого законцовку можно оклеить тонкой стеклотканью или бумагой. Закрылки и рули высоты сделаны из липы и навешены посредством нитяной шнуровки типа "восьмерка". Толщина рулевых поверхностей сужена к задней кромке до 1 мм. Обтяжка крыла производится следующим образом.

Каркас покрывается двумя слоями клея "Момент" или БФ-2. После того, как клей высох (15-20 мин.), оберните конструкцию лавсановой пленкой так, чтобы она огибала переднюю кромку, а край ее заходил за заднюю минимум на 20 мм на верхней и нижней поверхности крыла. Пленка должна быть обращена красящим слоем внутрь. Отрегулировав утюг на средний нагрев, приварите лавсан к передней кромке. Натянув обшивку без складок, зафиксируйте ее по остальному контуру крыла сверху и снизу. Прогрев ребра нервюр, натяните утюгом пленку по всей площади.

Если при этом на лавсане остаются разводы - необходимо уменьшить нагрев, если обшивка не натягивается - увеличить. Вполне возможно, что глядя спереди или сзади, можно будет заметить перекосы крыла. Для их устранения попросите помощника подержать одну законцовку, а сами возьмитесь за вторую. Слегка подкручивая крыло в нужную сторону, прогревайте обшивку утюгом по всей площади с обеих сторон. Руль высоты обтягивается аналогично. Остальные поверхности покрываются нитролаком. Затем их можно окрасить нитроэмалью.

Мотораму желательно покрыть паркетным лаком для защиты от топлива. Чтобы надежно присоединить тяги управления, на них напаиваются жестяные шайбы в местах крепления к качалке и кабанчикам. Тросики, проходящие через крыло, можно изготовить следующим образом. Сложите тонкую проволоку вдвое и зажмите ее с одной стороны в тиски, а с другой - в патрон ручной дрели. Работая дрелью, свейте тросик желаемой частоты плетения. Главное, что нужно сделать после окончания постройки кордовой модели до первого полета - это правильно ее отрегулировать.

Центр тяжести учебного самолета должен находиться в пределах 18-20% хорды крыла (считая от передней кромки). Если центровка отличается от необходимой, прикрепите груз к носовой или хвостовой части фюзеляжа. Для освоения пилотажа центр тяжести следует сместить назад до 25-28%. Отклонение руля высоты должно быть ±30°, закрылков ±20°. Для первоначального обучения руль высоты можно соединить тягой с качалкой напрямую, отрегулировав углы его отклонения в пределах ±20° (закрылки при этом лучше вообще не устанавливать).

А в дальнейшем поставьте закрылки для повышения маневренности. При использовании двигателя КМД-2,5 (а он лучше всего и подойдет для данной машины) ставится воздушный винт размером 220 х 150 мм. Это обеспечит кордовой модели оптимальные пилотажные характеристики. Если появится задача повысить горизонтальную скорость, можно увеличить шаг винта, одновременно уменьшив диаметр (например, 200 х 200 мм). Особого смысла, правда, в таких экспериментах нет гоночной модели из этого аппарата все равно не получится, а для воздушной акробатики лучше подходят винты большего диаметра.

(Автор: М.Ломтев, руководитель авиамодельного объединения, г. Саров. источник журнал Моделизм спорт и хобби)

Кордовая тренировочная модель самолета

Кордовая тренировочная модель самолета: 1 - пенопластовая или бальзовая законцовка (внутри выдолблена), 2- передняя кромка (липа 5x5 мм), 3 - полунервюра (фанера 1,5 мм), 4 - нервюра (фанера 1,5 мм), 5-тросики, 6 - полка лонжерона крыла (сосна 4x7 мм), 7 - качалка управления (дюралюминий 1,5 мм), 8 - обшивка центроплана (фанера 1мм или бальза 1,5 мм), 9 - топливный бак, 10 - моторама (бук), 11 - груз 20 г, 12 - закрылок (липа 3 мм), 13 - задняя кромка (сосна 3 х 10 мм), 14 - стабилизатор (липа 3 мм), 15- руль высоты (липа 3 мм), 16- тяга, 17- кабанчик закрылков (дюралюминий 1 мм), 18- латунные трубки для вывода тросиков, 19- фанерная вставка толщиной 4 мм, 20 - рейка (сосна 4x4 мм), 21 - фонарь (оргстекло 3 мм), 22 - обтекатель фонаря (липовая пластина толщиной 3 мм), 23 - (липовая пластина толщиной 3 мм), 24 - руль направления (липа 3 мм), 25 -кабанчик руля высоты (дюралюминий 1 мм), 26 - боковая обшивка фюзеляжа (фанера 1 мм).