Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

КОРДОВАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА «СИРИУС»

Высший пилотаж на кордовых моделях одинаково хорош и как спорт и как увлекательное хобби. Неудивительно, что интерес к этому виду авиамоделизма сохраняется во всем мире до сих пор, что бы не говорили приверженцы радиопилотажа. Конструкция кордовых моделей постепенно развивается, приобретая новые и новые признаки. Сегодня мы приводим чертежи и описание машины, созданной в соответствии с последними требованиями пилотажной "моды".

Модель разработана под относительно тяжелый двигатель рабочим объемом 6,5 см3. Это может быть МДС или другой мотор аналогичной кубатуры и конструкции. Если карбюратор выполнен в радиоварианте, его придется заменить выточенной на токарном станке стандартной пилотажной футоркой. Для удобства монтажа топливного бака нужно провести жиклер через новые отверстия, выполненные в носовом патрубке картера двигателя совместно с футоркой (как показано на рисунке фюзеляжа).

В случае применения мотора с коленчатым валом, установленным на подшипниках скольжения, можно удлинить носовую часть фюзеляжа примерно на 30-40 мм и использовать двигатель увеличенной кубатуры. Для данной модели хорошо подойдет, например, O.S. MAX-40LA, вплоть до -46LA, рабочим объемом 6,5-7,6 см3. Для указанных двигателей характерна возможность работы в псевдочетырехтактном режиме при сохранении высокой мощности и небольшом относительном расходе топлива. Постройку модели следует начинать с крыла и стабилизатора, поскольку они при сборке пилотажки в готовом виде встраиваются в фюзеляж.

Их конструкция и технология изготовления вполне традиционны и не должны вызвать затруднений. Для того чтобы при склейке каркаса не возникли перекосы, под заднюю кромку крыла нужно подложить рейку переменой высоты с таким расчетом, чтобы оси всех нервюр были параллельны монтажной плоскости. Вообще при всех работах над крылом и оперением важно помнить, что эти элементы должны быть абсолютно ровными и симметричными.

Поэтому все мероприятия по контролю точности сборки могут считаться вполне оправданными. Перед обшивкой нижней части лобика не забудьте к силовым нервюрам прикрепить стойки шасси. Основной узел управления, впоследствии уже недоступный, проверяется на легкость хода и отсутствие люфтов. Все трущиеся детали полезно смазать консистентной смазкой. Единственное, что оставляется на потом - это монтаж задних частей центроплана крыла и торсионных узлов привода закрылков и рулей высоты.

Это детали ставятся на место лишь после полной сборки модели, перед приклейкой нижней обшивки фюзеляжа. Естественно, рули, и закрылки также навешиваются позже. Изготовление фюзеляжа начинается с подготовки боковин. Выкроенные панели усиливаются накладками из бальзы толщиной 4 мм, идущими от переднего обреза фюзеляжа вплоть до задней кромки крыла. К обеим боковинам приклеиваются лонжероны, выполненные из сосновых реек сечением 4x4 мм. Следующий этап - совместный монтаж готовых боковин и шпангоутов.

Полученный узел в свою очередь приклеивается к верхней плоской панели фюзеляжа, прижатой на это время к доске-стапелю. После просушивания клея можно приступать к сборке верхней гаргротной части фюзеляжа (кстати, при данной конструкции весь гаргрот, по сути, имеет чисто декоративные функции). Нижняя панель обшивки ставится на место лишь после привязки двигателя, бака, монтажа крыла, стабилизатора и отладки всей системы управления. Готовое, предварительно собранное вертикальное хвостовое оперение вклеивается при оформлении гаргрота.

Кроме всего прочего, необходимо перед закрытием фюзеляжа снизу не забыть о канале выхода охлаждающего двигатель воздуха и о фанерной пластинке, усиливающей нижнюю обшивку фюзеляжа в зоне стойки хвостового колеса. Также полезно еще раз проконтролировать установку топливного бака по высоте - его плоскость симметрии должна совпадать с уровнем оси жиклера двигателя.

В собранном фюзеляже с помощью шаблонов профиля и при постоянном контроле точности прорезаются отверстия под крыло и стабилизатор. Здесь полностью оправдывает себя принцип - семь раз отмерь, один раз отрежь. Дело в том, что от качества данной сборки будут в большой мере зависеть все основные летные свойства модели и характер ее поведения на фигурах. Под хвостовики концевых частей крыла, возможно, придется прорезать в бортах фюзеляжа небольшие дополнительные пазы. Это не страшно, так как технологические прорези с избытком перекроются пока еще не установленными хвостовиками центроплана, удерживающими одновременно шарнирные трубки торсионного привода закрылков.

Если все в порядке, можно монтировать сами узлы привода рулей и закрылков, а также навешивать все тяги. Само собой разумеется, здесь также необходима тщательная проверка и регулировка работы всей системы управления. Стык первого шпангоута с фюзеляжем желательно оклеить полоской тонкой стеклоткани и обмотать широким скотчем. После отверждения эпоксидной смолы скотч снимается, и поверхность соединения практически не потребует шпаклевки. Фонарь, выдавленный горячим способом из прозрачного листового пластика толщиной около 1 мм, подгоняется к обводам фюзеляжа и приклеивается на место после оформления кабины пилота.

По поводу степени детализации оборудования кабины мы никаких рекомендаций не даем, так как здесь все зависит от личных пожеланий и возможностей изготовителя пилотажки. Капот двигателя лучше всего выклеить из стеклоткани на эпоксидной смоле. В крайнем случае, допустимо вытянуть его из АВС-пластика.

Применение полистирола нежелательно. Из-за нагрева двигателя и обжатой формы капота возможны деформации этой детали, если она не сделана из термоустойчивой пластмассы. Обтягивать модель проще всего пленкой типа Monocote цвета основного фона отделки, с последующим нанесением декоративных элементов топливостойкими красками или пленкой других тонов.

(Автор: В.Замолодчиков, мастер спорта, С.-Петербург.источник журнал Моделизм спорт и хобби)

Общий вид кордовой модели самолета.

Общий вид кордовой модели самолета.

кордовой модели самолета

Фюзеляж кордовой модели самолета: 1 - капот двигателя (стеклопластик 1 мм), 2 - моторама, 3 - передний шпангоут (переклейка пяти слоев фанеры 1 мм), 4 - обшивка гаргрота (бальза 2 мм), 5 - топливный бак (жесть 0,3 мм), 6,8,10,11 - шпангоуты гаргрота (бальза 2 мм), 7,26 - усиливающая накладка (бальза 4 мм), 9 -фонарь кабины (оргстекло 1 мм), 12-верхний лонжерон фюзеляжа (сосна 4 х 4 мм), 13- верхняя обшивка фюзеляжа (бальза 2 мм), 14 - нервюра киля (бальза 2 мм), 15- каркас киля (бальза 8 мм), 16- каркас руля направления (бальза 8 мм), 17 - нервюра руля высоты (бальза 2 мм), 18 - хвостовое колесо, 19 -стойка (лист Д16Т 1,5 мм), 20 - нижний лонжерон фюзеляжа (сосна 4x4 мм), 21,23,25 - шпангоуты (бальза 3 мм), 22 - борт (бальза 3 мм), 24 - нижняя обшивка (бальза 2 мм), 27 - обтекатель колеса (полистирол, АВС-пластик или стеклопластик толщиной 1 мм), 28 - стойка шасси (лист Д16Т 3 мм), 29 - стенка (бальза 2 мм), 30 -колесо, 31 - шпангоут (фанера 2 мм), 32 - обшивка канала для выпуска воздуха (бальза 2 мм), 33 - качалка (лист Д16Т 3 мм), 34 - торсион (проволока ОВС диаметром 2,5 мм), 35 - каркас руля высоты (бальза 10 мм), 36 - нервюра руля высоты (бальза 2 мм), 37,38 - законцовка (бальза 10 мм), 39 - петля, 40 -нервюра стабилизатора (бальза 2 мм), 41 - каркас стабилизатора (бальза 10 мм). На рисунке указаны предельные углы отклонения рулей.

Крыло кордовой модели самолета

Крыло кордовой модели самолета: 1 - тяги качалки (проволока ОВС диаметром 0,8 мм или тросики), 2 -накладка передней кромки (бальза 4 мм), 3 - обшивка лобика (бальза 1,5 мм), 4 - груз 30 г, 5, - правая законцовка (бальза), 6 - торсион привода закрылков (проволока ОВС диаметром 2,5 мм), 7 - хвостовик корневой части крыла (бальза), 8 - каркас закрылка (бальза 10 мм), 9 - нервюра закрылка (бальза 2 мм), 10- нервюра хвостовика концевой части крыла (бальза 2 мм), 11 - обшивка хвостовика концевой части крыла (бальза 1,5 мм), 12 - левая законцовка (бальза), 13-накладка нервюры (бальза 1,5мм), 14-нервюра (бальза 2мм), 15-усиненная нервюра под крепление стойки шасси (фанера 2,5 мм), 16-обшивка центроплана (бальза 1,5мм), 17-обшивка задней кромки (бальза 1,5 мм), 18 - петля, 19 - планка оси качалки (фанера 3 мм, 2 шт.).

Профили крыла кордовой модели самолета

Профили крыла кордовой модели самолета: 1 - накладка кромки (бальза 4 мм), 2 - кромка (бальза 4 мм), 3 - обшивка лобика (бальза 1,5 мм), 4 - центральная стенка (фанера 2 мм), 5 -стенка лонжерона (бальза 2 мм), 6 - обшивка центроплана (бальза 1,5 мм), 7 - обшивка кромки (бальза 1,5 мм), 8 - задняя кромка (бальза 8 мм), 9 - полка (сосна 6x6мм), 10-нервюра (бальза 2мм), 11-полка нервюры (бальза 1,5мм). Сечения соответствуют рисунку "Крыло".