Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

ПИЛОТАЖНАЯ КОРДОВАЯ УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА «ЭКСТРА»

Новая построенная учебно-тренировочная модель пилотажного самолета удивила всех, и нас самих в том числе. Настолько удачным оказалось сочетание эффектного внешнего вида (что очень высоко ценится пилотажниками, так как восприятие от полета влияет на оценку судей), необыкновенной простоты и технологичности, прочности и хороших летных свойств.

Поэтому, хотя новый пилотажный аппарат и носит «пред чемпионатный» характер, мы назвали его «Экстра». Надо отметить, что потенциальных летных данных этой модели вполне достаточно для выполнения второго спортивного разряда. Практически все основные достоинства пилотажки получены за счет необычной аэродинамической и силовой схемы крыла. Ведь оно не имеет каркаса как такового!

Ни одной рейки лонжерона, ни одной нервюры — все заменяет один лишь силовой контур из металлической трубы постоянного сечения. Благодаря этому появилась возможность в полной мере использовать преимущества «податливой» обшивки, выполненной из металлизированной лавсановой пленки толщиной 0,025—0,03 мм.

Именно обшивка, деформируемая на фигурах, позволяет добиться хороших пилотажных характеристик при отсутствии выраженной профилировки крыла и системы его механизации. Кстати, эффект проявляется более значимо при достаточно высоких значениях удельной нагрузки на несущие поверхности модели и особенно ярко выражен в модификации «тяжелого» класса с двигателем рабочим объемом 6,5— 7 см3.

Немаловажным фактором, оказывающим существенное влияние на выбор типа модели сегодня, к сожалению, все чаще становится наличие материалов. В этом также нашей модели нет равных. Ведь Силовой контур крыла согнут из... гимнастического кольца (для занятий хулахупом), какое можно найти в любом магазине «Спорт». Формовка контура требует немалых усилий.

Возможно, вначале вы испортите «заготовку», зато последующая наверняка удовлетворит самым высоким требованиям. Перед формовкой нужно вырезать соединительный участок кольца и вначале лишь распрямить трубу в зоне передней кромки крыла. Малые радиусы изгиб» на «законцовках» лучше обтягивать вдвоем, вокруг крепко закрепленного круглого стояка.

В принципе вполне допустима замена трубчатого контура выклеенной по такому же шаблону балкой из множества тонких слоев древесины. Именно по такому принципу была создана удачная, широко известная совсем еще недавно бойцовая модель «Каховка».

Достоинство деревянной конструкции — возможность облагородить заднюю кромку и сразу задавать сечение передней, нужное для эллиптической профилировки. Однако если вы хотите сэкономить время в несколько раз — применяйте металлическую трубу. Кроме того, равных ей по жесткости и прочности в условиях готового крыла попросту нет.

Заметьте, что даже грубые расчеты говорят: запас прочности на тяжелой «пилотажке» по сравнению с самыми знаменитыми отечественными и зарубежными образцами чемпионатных машин у нас выше как минимум в полтора раза. При использовании металлической трубы ее по передней кромке обязательно допрофилируют подклейкой легкой липовой рейки.

Если точно подогнать этот «обтекатель» к трубе окажется сложно, лучше применить для этих целей пенопласт марки ПХВ (в нем полукруглую канавку делают стамеской и дорабатывают с помощью фигурной цилиндрической «шкурилки»). В таком случае перед наложением лавсановой обшивки лобик предварительно обязательно оклеивают тонкой бумагой.

В стиле конструкции нового крыла сделано и хвостовое оперение — из проволочного контура. Хотя такое по массе и выигрышнее цельнофанерного, его весовые данные уступают бальзовым конструкциям. Но в данном варианте модели это не главное. В остальном изготовление новой пилотажки полностью соответствует традиционным приемам моделизма и настолько просто, что не требует каких-либо дополнительных пояснений.

Единственное, что необходимо добавить к сказанному: приклейку лавсановой пленочной обшивки к металлическому каркасу нужно вести исключительно на клее «Момент». Перехлесты краев пленки, как и при обтяжке деревянных конструкций, обязательны (они иногда называются среди моделистов «замками»).

(Автор: В. ШУМЕЕВ, руководитель кружка, мастер спорта)

Кордовая пилотажная модель с двигателем рабочим объемом 2,5 см3.

Кордовая пилотажная модель с двигателем рабочим объемом 2,5 см3.

Центральная часть крыла кордовой модели самолета

Центральная часть крыла кордовой модели самолета: 1 — лобик (липа или пенопласт ПХВ с обтяжкой бумагой на ПВА), 2 — силовой контур (труба АМЦ или АМГ диаметром 16X1 мм), 3 — нервюра (липа толщиной 10 мм), 4 — качалка управления, 5 — обшивка нервюры (фанера 1,2 мм с обеих сторон), 6 — клиновая вставка (липа), 7 — соединительная пробка (береза или граб). На участках «а» и «б» трубу обезжирить и туго обмотать х/б нитками виток к витку. Обмотку пропитывать смолой только в процессе приклейки деревянных элементов крыла.

 Фюзеляж кордовой модели самолета

Фюзеляж кордовой модели самолета(А — носовая часть, Б — хвостовая): 1— перемычка (липа толщиной 14 мм), 2 — верхний брус моторамы (плотная ляпа или береза сечением 11X 14 мм), 3 — винты М3 крепления двигателя (клеить с пропиткой каналов смолой перед установкой обшивки левого борта), 4 — обшивка правого борта (фанера 1,2 мм), 5 — дуга (липа сечением 3X14 мм), 6 — контур заготовки (припуск поэтапно срезается при центровочной сборке модели), 7—переборка (ляпа толщиной 4 мм), 8— шпангоут (липа толщиной 6 мм), 9 — нижний брус моторамы, 10 — стрингеры (липа сечением 3X14 мм), 11 —вставка (липа или плотный пенопласт толщиной 14 мм), 12 — обшивка правого борта (фанера 0,8 мм или электрокартон), 13,16 — килевые элементы (бальза 3 мм или легкая ляпа 2 мм), 14 — шпангоут (липа толщиной 3 мм), 15 — подстабилизаторная плоскость (липа сечением 5Х 14 мм).

 Горизонтальное оперение

Горизонтальное оперение (А — металлический вариант, Б — цельнофанерный вариант): 1- передняя косынка (липа 4 мм), 2 — нервюры (липа 4 мм), 3 — контур (алюминиевая спица диаметром 3 мм), 4 — лонжероны (сосна сечением 4Х 8 мм, на концах 4X4 мм), 5 — косынка (липа 4 мм), 6—шарнир, 7—нервюра руля (липа 8 мм). Проволоку контура в зонах «а» и «б» перед сборкой обезжирить и туго обмотать х/б нитками виток к витку.

 Топливный бак

Топливный бак: 1 — топливопровод (медь диаметром 3X0,5 мм), 2 — корпус (жесть), 3 — дренажно-заправочные трубки.

Система управления

Система управления: 1 — тросик диаметром 0,8 мм, 2 — пружина, 3 — вставка (ОВС диаметром 0,5 мм), 4 — петля (ОВС диаметром 0,8 мм), 5 — качалка (Д16Т 2 мм), 6 — втулка, 7 — ось (ОВС диаметром 3 мм), 8 — тяга (алюминий диаметром 3 мм), 9 — кабанчик (фанера 2,5 мм с латунным «пистоном»).

Кордовая пилотажная модель с двигателем рабочим объемом 6,5—7 см3, выполненная по аналогичной силовой схеме.

Кордовая пилотажная модель с двигателем рабочим объемом 6,5—7 см3, выполненная по аналогичной силовой схеме.