Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

КОРДОВАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА ДЛЯ ВОЗДУШНОГО БОЯ «ЮНИОР»

Бойцовка, которой кружковцы, в конце концов присвоили название «Юниор», имеет стандартную общую схему — летающее крыло с небольшим вынесенным рулем высоты. Последний с помощью неподвижного элемента, который некоторые называют «стабилизатором», навешивается на балке-«прищепке», которая, в свою очередь, одним винтом крепится на центральной нервюре крыла.

Последнее легкоразъемное сочленение сделано так, что для его сборки или демонтажа достаточно пары минут. Это может пригодиться и на соревнованиях, и на тренировках, когда возникает необходимость в замене легкоранимого оперения. Крыло этой кордовой авиамодели для воздушного боя, хотя и выполнено по распространенной схеме с пенолобиком, имеет ряд особенностей. Опыт работы в кружке доказал, что типовой вариант с цельным пенопластовым лбом профиля трудно воспроизводим руками мальчишек.

Поэтому мы перешли к сборке лба из двух одинаковых пенопластовых панелей, между которыми вклеиваются также пенопластовые пенонервюры и сосновая передняя кромка. Несмотря на лишнюю операцию склейки, новый вариант пенолобика выигрышнее как по массе, так и по технологичности. Дело в том, что панели гораздо проще вырезать термолобзиком с требуемой точностью профилировки сечения, а после склейки лобик не нуждается в допрофилировке.

Для мальчишек также гораздо проще монтаж из пластинчатого монолонжерона, чем в классическом варианте с врезкой двух отдельных полок. В нашей конструкции лонжерон представлен сосновой рейкой сечением 2x45 мм с вырезанными окнами облегчения в концевых зонах. В крайнем случае этот элемент можно выпилить из двухмиллиметровой фанеры. Однако тогда придется очень внимательно отнестись как к разметке, так и к выполнению окон — иначе лонжерон окажется перетяжеленным, а в другом случае — слишком ослабленным.

В любом варианте пластина центральной части крыла дублируется аналогичной лонжерону накладкой «размахом» в два пролета между нервюрами. Это усиление необходимо, так как основной лонжерон оказывается надрезанным при монтаже. Конструкция центральной нервюры понятна из приведенных рисунков, а промежуточные — одинаковые и могут быть сделаны из липы толщиной З мм, двухмиллиметровой фанеры (вплоть до строительной толщиной 3 мм) или бальзы толщиной 4—5 мм.

В зависимости от материала и его прочности эти детали облегчаются. При этом нужно учитывать, что в передней части нервюр должно остаться по два хвостовика, входящих при сборке в соответствующие пропилы в монолонжероне. Такая схема приводит к небольшому ослаблению самого лонжерона. Однако его высота столь велика, что пропилы оставляют общую прочность крыла во вполне допустимых границах. Концевые нервюры полностью соответствуют по типу промежуточным, отличаясь от них лишь глухой обшивкой листовой древесиной или фанерой с внешней стороны крыла.

Задняя кромка, не имеющая надрезов или пропилов, при сборке вставляется в прорези хвостовиков всех нервюр. Перед монтажом подготовленных элементов крыла в единое целое желательно провести контрольную бесклеевую сборку. Она позволит еще раз уточнить стыкуемость деталей, а также избежать лишней работы по врезке дополнительных узлов в готовую конструкцию. Особенно внимательно отнеситесь к зонам моторамы и монтажа бака (на этом этапе он должен быть уже готов). Имейте в виду, что такие узлы, как сборный пенолобик, вся центральная нервюра (можно без качалки управления) и концевые нервюры, склеиваются предварительно. Если все в порядке — разводите эпоксидную смолу и собирайте крыло.

Приведенный на рисунках вариант цельноповоротного руля высоты соответствует достаточно легкому двигателю. При тяжелом руль для балансировки модели можно запроектировать хоть фанерным. Однако лучше всего массу руля и его конструкцию подобрать по готовой бойцовке, в зависимости от требований к центровке и, следовательно, к управляемости. Балка-прищепка известной спортсменам-бойцам схемы.

Единственное, на чем нужно остановиться,— это метод ее сборки. Для того чтобы фанерные «усы» прищепки хорошо стыковались с центральной нервюрой, полезно изготовить шаблон в виде центрального сечения крыла и только с его помощью склеивать детали балки в единое целое, с обмоткой переднего стыка капроновыми нитками. После снятия с шаблона «усы» прищепки сойдутся наполовину, зато при прикреплении к крылу они хорошо совпадут с профилем центральной нервюры.

Ширину фанерных панелей балки лучше откалибровать — тогда все запасные узлы оперения будут хорошо и надежно стыковаться с фиксаторами-накладками, приклеенными к задней кромке крыла, и только тогда фиксация одним винтом окажется более чем надежной. Готовый каркас модели отшлифовывается наждачной бумагой, за исключением пенопластовых элементов.

Пенолобик оклеивается писчей бумагой или, что лучше, крафт-бумагой, на казеиновом клее или на ПВА (конечно, разведенном). После высыхания лобика крыло обтягивается лавсановой пленкой средней толщины, а незащищенные деревянные детали тщательно лакируются эмалитом или его аналогами.

Проверочная балансировка бойцовой должна на первых порах быть в пределах 15—20% от хорды крыла (то есть в границах 35— 45 мм от его передней кромки). Указанные на чертежах места выхода тросиков управления из полости крыла соответствуют требованиям к учебной модели и двигателю средней мощности. По мере накопления опыта и увеличения мощности двигателя можно перенести эти места немного вперед.

(Автор: В. НИКОЛАЕВ, руководитель кружка)

Общая схема кордовой авиамодели под двигатель внутреннего сгорания рабочим объемом 1,5 см3

Рис. 1. Общая схема кордовой авиамодели под двигатель внутреннего сгорания рабочим объемом 1,5 см3.

Силовая часть модели и центральная нервюра крыла

Рис. 2. Силовая часть модели и центральная нервюра крыла: 1 — моторама (буковые рейки), 2 — накладки передней рейки пенолобика, усиливающие зону прорези под бак и стык с моторамой (липа, толщина 4 мм), 3 — полка нервюры (липа или сосна, сечение Зх11 мм), 4 — бобышка оси качалки (липа или бук), 5 — ось качалки и 2,5 — 3 мм, 6 — распорная втулка, 7 — качалка управления, 8 — накладка (бук), 9 — заполнение стыка (пенопласт марки ПХВ), 10 — косынка задней кромки (фанера 3 мм), 11 — вставка (липа), 12 — заполнение балки (ставить только при повышенных требованиях к прочности и при тяжелой мотоустановке), 13 — «стабилизатор» (фанера 3 мм), 14 — обмотка узла капроновой нитью с клеем, 15 — фанерная граничная полунервюра, 16 — бобышка фиксации бака (липа), 17 — рейка пенолобика (сосна, сечение 4x4 мм), 18 — основной монолонжерон, 19 — накладка лонжерона, 20 — обшивка моторамы (фанера 1,5 мм), 21 — задняя кромка (сосна, сечение 3x15 мм), 22 — фиксаторы балки (фанера 2,5 мм), 23 — «ус» балки (фанера 1,5 мм), 24 — руль в сборе; «а» — зона оклейки моторамы фанерой с левой стороны.

 Качалка управления

Рис. 3. Качалка управления: 1 — качалка (дюралюминий толщиной 1,5 мм), 2 — пистон под поводок, 3 — пистон-подшипник.

Кабанчик руля (дюралюминий)

Рис. 4. Кабанчик руля (дюралюминий).

Топливный бак

Рис. 5. Топливный бак.

Руль высоты

Рис. 6. Руль высоты: 1 — кромка (сосна, сечение 4x4 мм), 2 — пенопластовый заполнитель, 3 — вставка, 4 — обшивка, 5 — задняя кромка (сосна, сечение 1,5x4 мм), 6 — законцовка (сосна, сечение 2,5x4 мм). Руль навешивается на нитяных или металлических петлях-шарнирах типовой конструкции.