Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ДЛЯ ТАЙМЕРНЫХ АВИАМОДЕЛЕЙ КЛАССА F1C

Из новых таймерных двигателей внутреннего сгорания можно выделить лишь несколько образцов с высокими характеристиками, доступных как опытным спортсменам, так и начинающим. Один из таких современных двигателей разработан в московском авиамодельном клубе Павлом Алаторцевым и Александром Конторовичем при участии Евгения Воробьева. Думаем, что вам будет интересно познакомиться с его конструкцией.

Сразу отметим, что этот двигатель эксплуатируется как с двух-, так и с однолопастным пропеллером. С однолопастным винтом диаметром 215 мм, имеющим переменный по диаметру шаг, двигатель дает более 30000 об/мин. Мотор может работать не только с жестким, но и с резиновым баком. Во втором случае высокое давление топлива обеспечивает устойчивый режим работы двигателя в момент броска. Кроме того, применение резинового бака дает около 5% прироста мощности из-за ликвидации потерь картерного давления, отбираемого обычно для наддува жесткого бака.

Если используется резиновый бак, двигатель оснащается специальным жиклером типа «бойцового» (игла с конусом 5° на сторону и с резьбой шагом 0,35 мм). Картер двигателя выполнен из алюминиевого сплава АК-4-1 методом литья в кокиль. Его конструкция традиционна для данного типа двигателей, однако, есть и некоторые особенности. Так, например, картер снабжен дополнительными боковыми ребрами жесткости, идущими от лапок крепления к перепускным каналам. Выхлоп круглого сечения направлен назад.

Носовая часть переходит в выполненный заодно с картером корпус фрикционного тормоза воздушного винта. На поверхности картера также присутствуют специальные приливы. Один предназначен для установки проволочного кронштейна системы «перезалива», второй служит направляющей для тросика тормоза (таким образом отпадает необходимость в направляющем блоке). Задняя крышка крепится с помощью резьбы. При использовании на модели жесткого бака ставится задняя крышка, снабженная штуцером отбора картерного давления. Крышка цилиндра (некоторые ее называют «вставкой») прижимается к буртику гильзы фигурной гайкой, имеющей шесть отверстий под специальный ключ.

Такое решение позволяет оперативно изменять объем камеры сгорания. Носовой подшипник 8x16 прижат гайкой, изготовленной из Д16Т и имеющей правую резьбу. Эта гайка имеет торцевой лабиринт уплотнения, защищающий подшипник от загрязнения. При нагревании картер и гайка расширяются идентично, так как они изготовлены из алюминиевых сплавов. Поэтому подшипник остается надежно зафиксирован при любых условиях. Коленчатый вал изготавливается из стали ШХ-15, Р6М5, или 12ХНЗА.

Диаметр вала увеличен до 13 мм (по сравнению с традиционными 12 мм). Это увеличило его жесткость и позволило расширить диаметр проходного сечения до 10 мм. На щеке вала, со стороны задней крышки, имеется радиальная фрезеровка канала, улучшающая подачу смеси в камеру сгорания. В переднем торце канала установлен стеклотекстолитовый зализ. Окончательная обработка вала производится на шлифовальном станке, а посадочные места под подшипники притираются абразивной пастой.

Коренной подшипник — доработанный, изготовлен из стандартного 12x21. Воздушный винт ставится на вал с помощью стального переходника, который одновременно служит и для крепления кока. Пара гильза-поршень. Гильза изготовлена из бронзы марки БрКМц, поршень — из алюминиевого сплава САС. Сочетание этих материалов обеспечивает стабильную работу двигателя при любых погодных условиях. Известно, что поршни из сплавов типа САС через некоторое время работы «распухают». Чтобы этого не происходило, поршень после черновой обработки подвергается специальной термообработке.

Гильза в нижней части имеет пять продольных каналов, предназначенных для охлаждения зоны выхлопа и улучшения смазки поршня. Необходимая геометрия рабочей поверхности поршня и гильзы образуется сначала шлифовкой на станке, а затем, доработкой притиром вручную. Гильза имеет плотную посадку (+5 мкм) и устанавливается в подогретый картер. Такое решение обеспечивает быстрый прогрев мотора при запуске, и стабильный тепловой режим как на земле, так и в воздухе.

Достоинство этого двигателя — свойство быстро достигать своего эксплуатационного режима. Это позволяет произвести старт таймерной модели за кратчайшее время (это очень важно для данного класса). По результатам испытаний из многих вариантов была выбрана оптимальная форма камеры сгорания под свечу типа «Нельсон». Крышка цилиндра (вставка) вытачивается из сплава АК-4-1 и имеет плотную посадку в гильзу.

Шатун изготовлен из Д16Т и имеет в сечении чечевицеобразную форму. Нижняя шейка шатуна оснащена втулкой из бронзы марки БрОЦС5-5-5. В шатуне есть смазочные отверстия в районе пальца и мотылевой шейки. Диаметр пальца увеличен до 4,5 мм. Ось пальца смещена в более холодную зону, и теперь относительно донышка поршня располагается на 1 мм ниже общепринятого положения (соответственно, шатун стал на столько же короче). От бокового смещения палец удерживается дистанционными кольцами.

(Источник журнал Моделизм спорт и хобби)