Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

АВИАМОДЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

ОБКАТАКА

Как обычно начинающий моделист обкатывает новый, только что приобретенный авиамодельный двигатель? Или вообще никак, поскольку из-за отсутствия опыта он и не подозревает о необходимости таковой, или следующим образом. Иглу карбюратора новичок открывает побольше, запускает двигатель и дает ему выработать один-два бака (насколько хватит терпения и выносливости слуха).

Особо старательные даже периодически глушат мотор и дают ему остыть. По вопросу, - на каких оборотах должен работать двигатель при обкатке, моделисты делятся на три непримиримых лагеря. Одни говорят, что на малых. Это, якобы, способствует так называемой "мягкой" обкатке. Другие утверждают, что на средних, поскольку на малых оборотах мотор вообще не успеет притереться за 10-15 минут, и к тому же будет работать неустойчиво, что вконец его изуродует. Экстремисты считают, только на максимальных.

Мол, если он сразу от такой обкатки не развалиться, то будет служить вечно (правда, зачем смертному хозяину вечный авиамодельный двигатель?). А если все-таки не выдержит подобного надругательства, то его можно сдать обратно в магазин. Однако рекомендации ведущих производителей модельных ДВС на этот счет несколько иные. Причем эти рекомендации достаточно однозначны и близки по смыслу у разных фирм-производителей. Такие "фирменные" советы о том, как обкатать двигатель, мы и предлагаем вашему вниманию.

Подготовка к обкатке авиамодельного двигателя

Первым делом проверьте накал свечи. Раскаленная спираль должна иметь красный цвет. Оранжевое или более яркое свечение приводит к ее преждевременному выходу из строя или может быть причиной "отбоя" пропеллера в обратную сторону при запуске. Поскольку обкатка все же должна производиться на обогащенной смеси, есть смысл установить свечу с дефлектором - тонкой пластинкой, защищающей раскаленную спираль от забрызгивания горючей смесью.

Нужно установить воздушный винт шага и диаметра, рекомендуемого в техническом паспорте данного двигателя (обычно в инструкциях указываются оптимальные характеристики пропеллера для обкатки). Если этой информации нет, то из диапазона рекомендуемых для полета винтов выберите нечто среднее по шагу и диаметру. Это обеспечит более универсальную притирку авиамодельного двигателя. Ни в коем случае не следует ставить легкий (в аэродинамическом смысле - то есть с меньшим шагом или диаметром) пропеллер, иначе мотор на полном газу может выйти на очень большие обороты, а для "сырого" двигателя это вдвойне вредно.

Для любителей нитрометана сообщаем, что при обкатке добавлять его в топливо не стоит. Закройте, сильно не затягивая, иглу большого газа. Теперь отверните ее на три оборота (на четыре для двигателей рабочим объемом свыше 25 см3). Винт регулировки малого газа не трогайте. Он практически всегда отрегулирован на заводе-изготовителе и на данном этапе уточнять его положение нет смысла. Включите передатчик, а затем приемник. Полностью откройте заслонку карбюратора. Накал свечи пока не включайте.

Закройте большим пальцем входное отверстие карбюратора и проверните несколько раз воздушный винт против часовой стрелки рукой, не применяя ни в коем случае стартер (иначе можно перезалить мотор и сломать шатун). При этом наблюдайте за топливопроводом (именно для этого он должен быть прозрачным). После того, как топливо поступит в двигатель, сделайте еще два оборота пропеллером. Эту операцию называют "подкачкой". Попросите помощника подержать модель за хвостовую часть фюзеляжа (держать самолет самому одной рукой, а второй запускать двигатель неудобно, да и небезопасно).

В крайнем случае, возьмите веревку и сделайте на одном ее конце большую петлю, а на втором - маленькую. Большую петлю наденьте на оперение, а маленькую на отвертку, воткнутую под углом в землю. Теперь закройте заслонку до 1/2-1/3 проходного сечения диффузора. Надежно закрепите цангу или зажим на свече зажигания. Если электропитание производится от отдельного аккумулятора, установите его за плоскостью винта (со стороны модели), чтобы провод не попал в диск вращающегося пропеллера.

Для запуска авиамодельного двигателя можно использовать электростартер или так называемую "куриную ножку", которую легко изготовить самому, надев на отвертку кусок резиновой трубки. Если вы являетесь сторонником ручного запуска, а использование "куриной ножки" кажется вам проявлением малодушия, оденьте хотя бы перчатку. При ручном запуске кромки воздушного винта должны быть зашкурены (впрочем, это улучшает и его аэродинамику). Если после 10-ти рывков двигатель не завелся, ему, скорее всего, не хватает топлива.

Отключив накал свечи, повторите подкачку. Вместо нее можно влить примерно 1 мл топлива в прямо в карбюратор, что часто оказывается более эффективным средством. Если воздушный винт стал с трудом проворачиваться при поршне, находящемся в зоне верхней мертвой точки, авиамодельный двигатель скорее всего, залит. Отсоединив цангу от свечи, поднимите модель, и, медленно поворачивая ее вокруг продольной оси, прокручивайте пропеллер в сторону, противоположную его рабочему направлению вращения.

Повернув модель на 360°, слейте топливо из глушителя. При использовании электростартера желательно установить кок. Когда стартер оказывается не в состоянии прокрутить вал двигателя, это верный признак переизбытка топлива в картере мотора (мотор залит). Если же это следствие маломощности стартера, можно прибегнуть к некоторым ухищрениям. Прижав резиновую муфту стартера к коку, проверните винт в обратную сторону до появления сопротивления от компрессии. После включения стартера у него теперь будет пол-оборота, чтобы "размахнуться". Более жесткий метод: включив, стартер, дайте ему сперва разогнаться вхолостую, и потом резко и с усилием прижмите резиновую муфту к коку винта.

Обкатка авимодельного двигателя с поршневым кольцом

Как правило, новый мотор после запуска работает неустойчиво. В этом нет ничего страшного. Через 15-20 секунд отсоедините цангу накала свечи, а через 30 секунд полностью откройте дроссельную заслонку. Двигатель будет издавать неровный звук, из глушителя полетит много несгоревшего топлива. Причина этого - очень богатая смесь. Дайте мотору поработать на таком режиме пять минут (10-15 минут для двигателей рабочим объемом 25 см3 и выше).

Теперь можно начинать обеднять смесь. Не поворачивайте иглу большого газа более чем на 1/8 оборота за один раз. Чтобы оценить, не слишком ли бедную смесь получает мотор, пережмите пальцами топливопровод и тут же отпустите его. Если при этом произойдет кратковременное увеличение оборотов, смесь достаточно богатая, и можно закрыть иглу еще на 1/8 оборота. Дайте двигателю поработать одну минуту на этом режиме. Опять пережмите и отпустите топливопровод. Подождите 30 секунд (одну минуту для двигателей рабочим объемом 25 см3 и выше), и сделайте это еще раз.

Повторите эту операцию, пять раз. Если обороты возрастают все пять раз, заверните иглу еще на 1/8 оборота. Через одну минуту возобновите эксперименты с пережимом питающей трубки. Если обороты не возрастают при кратковременном пережиме топливопровода, выждите одну минуту и попробуйте еще раз. Не обедняйте смесь, пока не будет отчетливого увеличения оборотов при пережиме. Повторяя подобные серии регулировок, вы обедните топливную смесь до максимально допустимого состояния.

При этом увеличения оборотов при кратковременном пережиме топливопровода уже не будет. Для полетов же необходимо немного обогатить топливную смесь, открыв иглу большого газа на 1/8 оборота. Теперь, если поднять носовую часть модели вверх, обороты должны увеличиться. Если при кратковременном пережиме топливопровода происходит уменьшение оборотов, надо немедленно открыть иглу на 1/4 оборота и дать двигателю поработать несколько минут на более богатой смеси. На весь описанный процесс обкатки будет израсходовано два-два с половиной бака горючего и около часа времени.

Регулировка иглы малого газа

Как уже упоминалось, игла малого газа первоначально отрегулирована на заводе-изготовителе, и, если вы придерживаетесь принципа "не трогай, пока не сломалось", можете на первый сезон забыть о ее существовании. Если со временем работа двигателя на переходных режимах ухудшилась, не стало былой приемистости, воспользуйтесь самым простым способом ее регулировки. Закройте дроссельную заслонку карбюратора настолько, чтобы в оставшееся отверстие проходила булавка.

На питающий штуцер оденьте чистую трубку. Открыв иглу большого газа на 2-3 оборота, подуйте через трубку и одновременно заворачивайте иглу малого газа до тех пор, пока воздух не перестанет проходить через карбюратор. Теперь откройте иглу малого газа на 1/4-1/2 оборота, что очень близко к ее оптимальному положению.

Обкатка авиамодельного двигателя с парой из цветных металлов (ABC)

В целом процесс обкатки идентичен обкатке двигателей с кольцом. Исключением является лишь то, что двигатели с ABC-парой даже вначале требуют более бедной смеси. Запустив двигатель, дайте ему прогреться 30 секунд и полностью откройте дроссельную заслонку карбюратора. Теперь медленно поворачивайте иглу большого газа, одновременно слушая мотор. "Рваный" звук будет постепенно переходить в ровный рев, лишь иногда сопровождающийся перебоями. Дайте поработать двигателю пять минут на этом режиме. Далее действуйте методом кратковременных пережимов топливопровода, который описан в предыдущем разделе.

(Автор: Д.Карабанов. источник жкрнал Моделизм спорт и хобби)