Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

ПРИБОР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ ДЕЛЬТАПЛАНА

Дельтапланеристам не нужно объяснять, насколько важен для обеспечения безопасности полетов указатель скорости. Такой прибор особенно ценен для начинающих: его подсказка своевременно оградит пилота-новичка от непоправимой ошибки в управлении летательным аппаратом. В дельтапланеризме применяются звуковые индикаторы скорости.

Но из-за сложности сборки и трудности приобретения прибора УС-250 массового применения она пока не получила. Предлагаем вниманию читателей описание сигнализатора пороговых скоростей дельтаплана, отличающегося простотой и надежностью. Его вполне можно изготовить из подручных материалов в домашних условиях.

В головные телефоны пилота с прибора поступают звуковые сигналы двух тонов — высокого и низкого, сообщающие о превышении максимально допустимой скорости или о снижении ее ниже минимально допустимой величины. Прибор состоит из датчика пневмометрического типа с контактной группой (рис. 1) и звукового генератора с головными телефонами (рис. 3).

Питается устройство от батареи «Крона ВЦ». Скоростной напор, воспринимаемый чувствительным элементом датчика, — параметр, от которого непосредственно зависят аэродинамические силы и моменты, действующие на крыло дельтаплана. Этот параметр, отмечаемый прибором, однозначно определяет угол планирования и положение ручки управления независимо от плотности воздуха (его температуры и давления).

Значения предельных скоростей зависят от соответствия жесткости рабочих пружин штока (контактно-размыкательной группы) и площади диафрагмы чувствительного элемента прибора. Эти значения, равные 28 ±2,5 и 70±2,5 км/ч, подбирают регулировкой степени сжатия пружин, изменяя положение контактов датчика. Корпус датчика (рис. 1) состоит из плоских крышек — глухой и дренированной — и цилиндрической боковой стенки, разрезанной по высоте на две части.

К первой крышке с помощью заклепок прикреплена трубка приемника воздушного давления, ко второй — контактная группа с подводящими проводами для подключения к звуковому генератору. Между частями боковой стенки зажата резиновая диафрагма с приклеенным тонким дюралюминиевым диском. Конструкция скреплена с помощью винтов, гаек и шайб. В центре диска зафиксирован с помощью гаек М4 шток с внутренней пружиной.

Гладкий хвостовик штока свободно перемещается в отверстии направляющей скобы, приклепанной к нижней крышке. Верхняя его часть с резьбой и законтренной контактной шайбой выходит из корпуса датчика через центральное отверстие дренированной крышки. Вместе с крепежной гайкой диска оно фиксирует внутреннюю пружину, торцы которой упираются в диск и центрирующую пластину. Чтобы уменьшить трение, перемещающийся в центральном отверстии крышки участок штока должен иметь гладкую поверхность.

Предназначенную для штока шпильку обтачивают и шлифуют, зажав в патрон электродрели. Возникающий при этом люфт штока в отверстии центрирующей пластины, как показала практика, не ухудшает работоспособности прибора. Электрические цепи сигналов, соответствующих минимальной и максимальной скорости, коммутируют контактная шайба и верхний торец штока. Первая — обычная латунная шайба, припаянная к гайке.

Неподвижная контактная система состоит из металлической скобы с регулируемым винтом и гетинаксовой втулкой. Этот узел крепят к верхней крышке винтами и гайками с применением электроизоляционных шайб и втулок. С контактной шайбой соприкасается фольгированная поверхность гетинаксовой пластины, к которой припаян провод сигнала минимальной скорости. Клемма провода сигнала максимальной скорости крепится гайкой регулировочного винта.

Между ним и верхним концом штока находится наружная пружина, центрируемая контактной шайбой и электроизоляционной втулкой винта. При установке датчика на боковой трубе трапеции дельтаплана необходимо, чтобы ось штока находилась параллельно плоскости земли — тогда влияние веса подвижных деталей штока на точность работы датчика станет минимальным.

Возникающее из-за этого несоответствие сигнала датчика заданным значениям минимальной и максимальной скорости дельтаплана не превышает величины ±2,5 км/ч. Когда контактная шайба касается фольгированной поверхности пластины, наружная пружина полностью разжата, а внутренняя настолько сжата, что при отсутствии избыточного перепада давления на диафрагме (нулевая скорость) на шток и диск действует усилие, равное произведению эффективной площади диафрагмы на минимальный скоростной напор, соответствующий допустимо малому значению скорости дельтаплана.

С возрастанием скорости усилие диска от избыточного перепада давления превышает силу сжатой внутренней пружины и шток, перемещаясь, размыкает цепь сигнала минимальной скорости. Дальнейшее увеличение этого параметра и перемещение штока вызывает сжатие наружной пружины. Когда дельтаплан летит с максимально допустимой скоростью, усилие на диске от избыточного перепада давления уравновешивается усилиями обеих сжатых пружин, пока шток не коснется торца регулировочного винта.

Полный рабочий ход штока составляет 6,5 мм. Задавать точные размеры всех деталей датчика не имеет смысла, поскольку большинство из них можно выполнить произвольно с учетом имеющихся подручных материалов. Приводим только данные тех деталей, от которых зависит работоспособность прибора. Диск изготовлен из листового материала Д16Т толщиной 0,5 мм.

Диафрагма выполнена из листовой резины толщиной 0,5 мм, например из манжеты хирургической перчатки. Гарантией работоспособности датчика служит наличие гофра на диафрагме (рис. 2), не препятствующего перемещению диска в корпусе. Отформовать такой гофр, используя обе части боковой цилиндрической стенки, можно следующим образом. Заготовку, вырезанную по наружному диаметру боковой стенки (диаметром 136 мм), прочно прикрепляют клеем 88Н к торцу одной из половин цилиндрической стенки.

В диафрагме вырезают центральное круглое отверстие диаметром 40 мм. Затем на склеиваемые поверхности диафрагмы и диска наносят слой клея 88Н и слегка подсушивают (пока не станет прилипать к пальцам). Далее на диск, после того как клей окончательно затвердеет, помещают груз массой 2 кг для растяжения диафрагмы. При этом кромка центрального отверстия сдвигается к периферии диска.

Получаемый таким способом гофр вполне пригоден для работы диафрагмы в датчике. Части цилиндрической боковой стенки можно выпилить лобзиком из многослойной фанеры, а обе крышки корпуса вырезать из листа Д16Т толщиной 2 мм. Для датчика подойдут пружины от щеток электродвигателей пылесосов, их можно изготовить самостоятельно из стальной проволоки диаметром 4 мм.

Диаметр витка внутренней пружины — 8 мм, шаг витка — 2 мм, длина в разжатом состоянии — 27 мм, усилие сжатия 110 г до размера 16,5 мм. Наружная пружина имеет такие же диаметр и шаг витка, что и внутренняя. Но длина ее в разжатом состоянии равна 22,5 мм, а усилие сжатия до размера 16 мм составляет 70 г. Трубка приемника воздушного давления изготовлена из трубы (Д16Т) размером 12X1 мм. Шток и регулировочный винт выполнены из латунной или стальной шпильки диаметром 4 и диаметром 6 мм соответственно.

Чтобы уберечь от загрязнения и механических повреждений контактную группу, ее закрывают защитным кожухом, например пластмассовым колпачком от баллона аэрозоли (показан па рисунке L пунктиром). В приборе можно применить генератор звукового сигнала, выполненный по любой из двух принципиальных схем (рис. 3). Тон звукового сигнала подбирают с помощью переменных резисторов R2, R3 (вариант А) и R1, R2 (вариант Б).

Звуковой генератор вместе с источником питания — батареей «Крона» (вариант А) уместился в корпусе размером 30X60X80 мм и имеет массу 100 г. Моменты срабатывания контактов в зависимости от заданной величины воздушной скорости подбирают регулировочным винтом и изменением положений контактной шайбы и диска на штоке. Перед установкой на дельтаплане датчик продувают во встречном воздушном потоке на движущемся автомобиле (мотоцикле), контролируя его работу по сигналам в головных телефонах в соответствии с показаниями спидометра.

(Автор: В. МОРЗОБАЕВ, кандидат технических наук, г. Г о р ьк и й)

Конструкция датчика

Рис. 1. Конструкция датчика: 1 — глухая крышка, 2 — трубка приемника воздушного давления, 3, 4 — цилиндрическая боковая стенка, 5 — дренированная крышка, 6 — мембране (диафрагма), 7 — диск, 8 — текстолитовая фольгированная пластина, 9 — скоба, 10 — электроизоляционная втулка винта, 11 — регулировочный винт, 12 — гайка, 13 — клемма, 14 — наружная пружина, 15 — винт МЗХ15 (2 шт.), 16 — шайба диаметром 3 (2 шт.), 17 — гайка МЗ (2 шт.), 18 — шайба текстолитовая диаметром 3 (2 шт.), 19 — втулка текстолитовая, 20 — текстолитовая пластина, 21 — центрирующая пластина, 22 — провод сигнала минимальной скорости, 23 — провод сигнала максимальной скорости, 24 — клемма корпуса, 25 — винт МЗХ50 (5 шт.), 26 — шайба диаметром 3 (5 шт.), 27 — гайка МЗ (5 шт.), 28 — контактная шайба, 29 — внутренняя пружина, 30 — шток, 31 — гайка М4 (4 шт.), 32 — направляющая скоба, 33 — заклепка (2 шт.).

Схема формирования гофра на диафрагме из листовой резины

Рис. 2. Схема формирования гофра на диафрагме из листовой резины: 1 — боковая цилиндрическая стенка, 2 — диафрагма, 3 — диск, 4 — груз, 5 — крепежный винт, 6 — опора.

 

Рис. 3. Принципиальные схемы генератора звукового сигнала.