Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

КАК СДЕЛАТЬ СВОИМИ РУКАМИ ДЕЛЬТАЛЕТ «ЖУК 42»
ЧЕРТЕЖИ И ОПИСАНИЕ

(часть-3)
Самодельный дельталет часть -1
Самодельный дельталет часть -2
Самодельный дельталет часть -3

Силовая установка (СУ) дельталета «Жука», который вы можете собрать своими руками , подобно большинству летательных аппаратов данного класса, расположена на мачте мототележки позади экипажа. Она состоит из двигателя, редуктора привода, толкающего воздушного винта, систем питания, охлаждения, контроля и управления. Сердце СУ — двигатель РМ3-640, выпускаемый Рыбинским моторостроительным заводом и предназначенный для снегоходов «Буран».

Он неприхотлив, развивает значительную мощность и к тому же немного весит. Два последних аргумента в пользу РМЗ-640 делают его вполне пригодным к использованию и на дельталете. Но, разумеется, в модернизированном виде, поскольку чисто «снегоходный» мотор не мог обеспечить «Жуку» приемлемые скорости в различных режимах полета. В чем заключалась модернизация?

Во-первых, в увеличении мощности: на каждый из цилиндров были установлены карбюратор К62И (от мотоцикла «Иж-Планета-5») и самодельный резонатор. Это привело к некоторому возрастанию тяги воздушного винта.

Во-вторых, в переводе двигателя с воздушного на жидкостное охлаждение, чтобы новый режим работы не повлек за собой повышение рабочей температуры в цилиндрах, и они не перегревались. Жидкостная система охлаждения потребовала установки радиатора (от автомобиля ВАЗ-2108), шлангов (резиновых и полиэтиленовых внутренним диаметром около 20 мм), расширительного бачка (емкостью 1 л) с сапуном, помпы (от автоэлектромойки НЦ-300), подводящего и отводящего коллекторов, соединительных патрубков, тройников и хомутов.

Кроме того, пришлось доработать головки и верхние части цилиндров двигателя — снабдить их «рубашками» охлаждения. Сначала у каждого цилиндра просверлили шесть верхних ребер охлаждения (отверстия в самом верхнем потом заварили, остальные служат теперь дополнительными каналами для охлаждающей жидкости, в данном случае — тосола).

Затем ребра со второго по шестое включительно подпилили со всех сторон и закрыли корпусом «рубашки» — хорошо подогнанной алюминиевой полосой 2-мм толщины, приваренной к первому и седьмому ребрам (считая сверху) дуговой сваркой в среде аргона. В полосу вварили два патрубка — для впуска и выпуска тосола. Переделка головки цилиндра оказалась несколько сложнее. Ребра охлаждения у нее были удалены вовсе. Вместо них — коробочка из алюминиевого листа 2-мм толщины — корпус «рубашки» с впускным и выпускным патрубками.

Отверстия для шпилек крепления к цилиндру рассверлили и в них вварили алюминиевые втулки со ступенчатыми отверстиями. Кроме того, в одной из головок предусмотрена резьбовая втулка — посадочное место для датчика температуры. Собранная система охлаждения работает следующим образом. Помпа, присоединенная к валу вентилятора, нагнетает тосол (2,5 л) в «рубашки» головок и цилиндров.

Оттуда горячая жидкость попадает в радиатор, помещенный в носовом обтекателе мототележки и насквозь продуваемый набегающим потоком воздуха, для чего в передней и задней стенках обтекателя предусмотрены прямоугольные отверстия, закрытые металлической сеткой с мелкими ячейками. Остуженный в радиаторе тосол вновь устремляется в помпу, а его избыток — в расширительный бачок, расположенный над двигателем.

Температура и циркуляция охлаждающей жидкости контролируются с помощью указателя температуры и несложного индикатора (сделанного из горлышка бутылки, двух латунных сеток и шарика), установленных на приборной панели. Модернизация, конечно же, привела к усложнению и утяжелению силовой установки «Жука». Однако в итоге все оправдывается тем, что двигатель работает в оптимальном тепловом режиме, а его повышенная мощность с лихвой компенсирует вес дополнительного оборудования.

К раме, а точнее к фигурной плите, лежащей на опорных балках, двигатель подвешивается теми же восемью вертикальными шпильками, что соединяют воедино его головки, цилиндры и картер. Только вместо верхних гаек на шпильки навинчены длинные резьбовые втулки. Сама плита имеет одиннадцать отверстий, восемь из которых расположены соответственно шпилькам на двигателе. Через эти отверстия в резьбовые втулки вкручиваются болты, притягивающие двигатель к раме. Теперь о приводе движителя — воздушного винта.

Вращательный момент от коленчатого вала к винту передается широким зубчатым ремнем из кевлара. В отличие от традиционного зубчатого редуктора, ременный менее сложен из-за отсутствия масляной ванны и более надежен. А выбор в пользу зубчатого ремня сделан благодаря его преимуществам перед обычным клиновидным: он не проскальзывает на шестернях и имеет высокий коэффициент полезного действия. Передаточное отношение редуктора — 1:2,2.

Его ведущая шестерня насажена на хвостовик коленчатого вала не напрямую, а через шпоночную втулку. Ведомая, наоборот, вращается в подшипниках (№ 7205 и № 204), надетых на вал, неподвижно закрепленный на фигурной плите зажимами. Для предотвращения сползания ремня задние (по полету) торцы обеих шестерен снабжены ограничительными щеками из дюралюминия.

При разработке силовой установки дельталета большое внимание уделялось движителю. Испытывались воздушные винты различных конструкций и выполненные из разных материалов. Предпочтение было отдано легкому и долговечному стеклопластиковому, позволяющему изменять шаг лопастей и таким образом подбирать оптимальный режим работы двигателя при максимальной тяге. Однако в данной публикации рассматривается деревянный воздушный винт, как наиболее простой, доступный и дешевый.

С ведомой шестерней винт соединен шплинтованными болтами через резиновые втулки-демпферы. Необходимо отметить, что, когда мототележка используется в качестве аэромобиля, аэросаней или азрокатамарана, вокруг воздушного винта устанавливается защитное ограждение из стальных прутьев. В варианте дельталета оно снимается для уменьшения взлетного веса аппарата. Топливо для двигателя (смесь бензина А-76 с маслом) содержится в двух алюминиевых баках общей емкостью 34 л, установленных за сиденьями экипажа, и подается в карбюраторы штатным бензонасосом.

Запускается двигатель специальной рукояткой. Она висит над головой пилота на тросике, который от блока на верхнем пилоне мачты тянется вниз, к штатному пусковому устройству. Работу силовой установки пилот контролирует, как уже было сказано, по приборам на панели носового обтекателя: тахометру, указателю температуры тосола и индикатору его циркуляции в системе охлаждения. А управляет двигателем с помощью электрического тумблера, укрепленного на трубе лонжерона под сиденьем, и педали газа под правой ногой. Вот, пожалуй, и все.

Остается сказать, что воплощение давнишней мечты человека о свободном полете наиболее ощутимо за рулем мотодельтаплана. С отрывом колес от земли чувство нового и неизвестного врывается в сознание вместе со встречным ветром. Поднимаясь выше, замечаешь, что дома и машины становятся все меньше, а с ними и... наши житейские проблемы. Вобрав в себя неземную энергию, приземляешься потом обновленным, будто помолодевшим и, самое главное, уверенным в себе.

(Авторы: А.ЖУКОВ, А.ТИМЧЕНКО, г. Уфа)

Компоновка дополнительного оборудования на двигателе и его раме

Компоновка дополнительного оборудования на двигателе и его раме (кроме системы жидкостного охлаждения): 1 — тяга подвески рамы (сталь), 2 — боковой швеллер (сталь), 3 — опорная балка (титан), 4 — фигурная плита (титан), 5,7 — передний и задний зажимы (Д16Т), 6 — вал ведомой шестерни (титан). 8 — ведомая шестерня редуктора, 9 — зубчатый ремень привода, 10,16 — ограничительные щеки шестерен (Д16Т), 11 — воздушный винт, 12 — болты М10 (4— 6 шт.), 13 — шайба (Д16Т), 14 — проставка (Д16Т). 15 — шпоночная втулка, 17 — ведущая шестерня редуктора (Д16Т), 18,21 —карбюраторы, 19 — резонаторы (сталь), 20 — переходник карбюраторов (Д16Т), 22 — двигатель, 23 — помпа.

Резонатор

Резонатор : 1 — выхлопная труба, 2 — резинометаллический амортизатор, 3 — кронштейн крепления к картеру двигателя, 4, 10—элементы корпуса, 5 — патрубок стыковки с цилиндром, 6, 8 — крючки (4 шт.), 7 — пружины (2 шт.). 9 — воронка, 11 — стержень-заклепка, 12 — отбортовка корпуса под сварку.

Система жидкостного охлаждения

Система жидкостного охлаждения: 1 — радиатор, 2 — подводящие полиэтиленовые шланги, 3 — расширительный бачок, 4 — помпа, 5 — датчик температуры, 6 —«рубашка» головки цилиндра, 7 —дренажные клапаны, 8,13 — отводящие резиновые шланги, 9 — соединительные патрубки (6 шт., два условно не показаны). 10 — отводящий коллектор (сталь), 11 —подводящий коллектор (сталь). 12 — хомут крепления. 14 — «рубашка» цилиндра, 15 — индикатор циркуляции охлаждающей жидкости.

Ведомая шестерня редуктора

Ведомая шестерня редуктора (профиль зубьев аналогичен профилю ведущей шестерни): 1 - корпус (капролактам). 2 —peзиновая трубка, 3 — стальная трубка-демпфер.

Доработанный цилиндр

Доработанный цилиндр: 1 — технологическое отверстие (ниже — отверстия для охлаждающей жидкости), 2 — подпиленные ребра охлаждения, 3 — шпильки крепления резонатора.

 Передний (по полету) цилиндр

Передний (по полету) цилиндр с «рубашкой»: 1 — корпус цилиндра, 2 — корпус «рубашки», 3 — заваренные технологические отверстия, 4 — выпускной патрубок, 5 — впускной патрубок.

Головка заднего (по полету) цилиндра

Головка заднего (по полету) цилиндра с «рубашкой»: 1 — корпус головки, 2 — впускной патрубок. 3 — отверстие для свечи зажигания, 4 — корпус «рубашки», 5 — выпускной патрубок, 6 — втулка для шпильки крепления.

Головка переднего цилиндра

Головка переднего цилиндра с «рубашкой» и втулкой датчика температуры.