Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

КАК СДЕЛАТЬ СВОИМИ РУКАМИ ДЕЛЬТАЛЕТ «ЖУК 42»
ЧЕРТЕЖИ И ОПИСАНИЕ

(часть-1)
Самодельный дельталет часть -1
Самодельный дельталет часть -2
Самодельный дельталет часть -3

По опыту знаем, что внешний вид дельталета «Жук-42» порождает много эмоций и, естественно, вопросов. Эмоции опустим, а из всего множества вопросов оставим один, самый существенный: почему у него не трех-, а четырехколесное шасси? Прежде чем ответить, вспомним, что наземные транспортные средства с трехколесным шасси и передним управляемым колесом неустойчивы на поворотах и неровном грунте и склонны к опрокидыванию.

То же самое можно наблюдать и у трехколесных дельталетов на наиболее ответственных режимах работы — взлетно-посадочных. И особенно на неподготовленных площадках. Как показывает практика, от опрокидывания там не застрахован никто: ни новичок, ни мастер. В чем же причина? А причина в том, что традиционное трехколесное или, как говорят, классическое шасси дельталета весьма чувствительно к продольным и боковым опрокидывающим моментам, вызываемым инерцией высокорасположенного крыла значительной массы при движении машины по неровному грунту.

Эти моменты действуют вокруг осей опрокидывания, которые соединяют центр переднего колеса с центрами задних. При прямолинейном движении дельталета по ровной земле силы, стремящиеся накренить его вправо или влево, находятся в равновесии и гасят друг друга. Однако при малейшей кочке, попавшей под переднее колесо не строго по продольной оси машины, зыбкое равновесие нарушается и образуется нескомпенсированный момент вокруг одной из боковых осей опрокидывания.

Пилоты трехколесных дельталетов знают, что опасной в этом отношении становится уже скорость 45 — 50 км/ч. Один из самых эффективных способов повышения устойчивости дельталета на взлете и посадке — это применение четвертого колеса. У четырехколесного шасси, которое движется по неровному грунту, опрокидывающие моменты от сил инерции высокорасположенного крыла не столь опасны, поскольку оси опрокидывания далеки от центра тяжести.

На ровном же грунте такие моменты не возникают вообще. Конечно, новая схема не лишена недостатков. Например, усложняется конструкция мототележки, увеличивается ее масса. Насколько же? Подсчет показывает, что рулевой механизм, телескопическая колонка с карданными шарнирами, редуктор с тягами и четвертое колесо с узлом крепления добавляют «Жуку» 5% от его взлетной массы. Это незначительно, учитывая, что на другой чаше весов — возросшая устойчивость и, следовательно, безопасность.

Что еще? Передний мост повышает лобовое сопротивление, а это приводит к дополнительному расходу топлива. Однако с этим можно смириться при учете плюсов новой схемы шасси. Вот один из них. В отличие от дельталета классической схемы с одним передним колесом, практически не защищающим экипаж при столкновении, например, с деревом, «Жук» имеет передний мост, который способен выполнить (и один раз было — выполнил!) роль бампера, приняв удар на себя.

Кроме того, схема позволяет удачно разместить сиденья рядом и на одном уровне. Низко расположенный центр тяжести экипажа — еще один фактор повышения устойчивости аппарата. Это позволяет использовать его в качестве учебного. Если внимательно присмотреться к начинающим пилотам, то выяснится, что большинство обладают навыками вождения автомобиля и педальное управление передним колесом дельталета классической схемы представляет для них определенную трудность.

Причем не только на стадии обучения. Поэтому при проектировании шасси «Жука» был применен автомобильный подход: предусмотрены развал и схождение колес, рулевой механизм и педальный (поскольку ноги пилота освободились), привод управления газом и тормозом. Все это позволило приблизить ощущения ученика к привычным «автомобильным», резко сократило время его адаптации к аппарату на земле, облегчило самые опасные режимы полета — взлет и посадку.

Тем более что рулевой редуктор значительно снижает усилия на «баранке» по сравнению с классической схемой. Мало того, благодаря тому же редуктору передние колеса в воздухе всегда ориентированы по полету, что тоже способствует благополучной посадке. И последнее. Руль совмещен с трапецией крыла. Поэтому на взлете, когда колеса отрываются от земли и пилот переходит на управление крылом, ему не приходится перемещать руки с одних органов управления на другие.

Четыре года летает «Жук-42», и ни одно конструкторское решение, заложенное в него, не подверглось пока сомнению. Теперь более подробно о том, как устроен дельталет. «Жук-42» состоит из крыла, двигателя и мототележки. Крыло — типа «Апогей-16М». Конструкция его здесь рассматриваться не будет, поскольку крыло куплено готовым в дельтаклубе города Мелеуз (Башкортостан).

Приведем для сведения лишь основные его характеристики: размах — 10,2 м, площадь — 16 кв.м, удлинение — 6,5, стреловидность — 30 градусов, длина корневой хорды — 2,25 м, двойная обшивка — 75%. Двигатель — типа РМЗ-640 от снегохода «Буран». Подвергся настолько серьезной переделке, что рассказать о ней в данной публикации не представляется возможным. Полное описание модернизации двигателя будет изложено в отдельной статье, которая выйдет в одном из последующих номеров журнала.

Здесь же мы остановимся на конструкции мототележки. Она состоит из рамы прямоугольной формы, на которой размещены: носовой обтекатель с приборной доской, сиденья пилота и пассажира, органы управления, подвески передних и задних колес, бензобаки, аккумуляторы, мачта стыковки с моторной рамой и крылом. Рама мототележки собрана в основном из дюралюминиевых труб различного диаметра (от 22 до 60 мм) с толщиной стенок 1,5 мм.

Состоит из переднего и заднего мостов и лонжеронов. Между собой трубы мостов и лонжеронов соединены перемычками из титана, а также уголками и трубчатыми заклепками из нержавеющей стали. Наиболее нагруженные места усилены дополнительными трубами и титановыми накладками. Все поперечные элементы рамы, а это в основном трубы, присоединены к лонжеронам болтами М8 с фигурными шайбами, один торец которых имеет плоскую, другой — вогнутую цилиндрическую поверхность.

Подчеркнем важную особенность конструкции дельталета: все без исключения болты на «Жуке-42» — шплинтуемые. Сзади на раму установлена мачта, с помощью которой мототележка подвешивается под крыло. Составлена мачта из двух подкосов, мощного верхнего пилона и соединяющего их замка. В рабочем, слегка наклонном положении она удерживается передним пилоном и трубами рамы сидений. При необходимости высоту мачты можно уменьшить, сняв передний пилон и рассоединив замок.

Подкосы мачты длинные и чрезвычайно нагружены двигателем, поэтому в середине они усилены наружными трубами большего диаметра. Верхний пилон тоже нагружен, поэтому представляет собой сдвоенную трубу, усиленную изнутри (в середине) отрезком третьей. Кроме того, он имеет дополнительное оснащение (на рисунках не показано).

Во-первых, это страховочный тросик, пропущенный сквозь пилон: нижний конец его зацеплен за средний болт замка, а верхний перебрасывается через килевую трубу крыла во время присоединения ее к мототележке.

Во-вторых, стальной блок диаметром 45 мм, прикрепленный к пилону снаружи коротким отрезком такого же тросика: через него переброшен и протянут к двигателю поводок с пусковой рукояткой. К крылу пилон крепится отдельным узлом, конструкция которого будет рассмотрена ниже.

Середина мототележки предназначена для пилота и пассажира. Они располагаются на мягких (из поролона, обшитого кожзаменителем) сиденьях, покоящихся на ремнях рамы. Под сиденьями на таких же ремнях размещаются два алюминиевых бака (размер каждого — 400x220x180мм) с-топливом общей емкостью 34 л. Они приторочены резиновыми жгутами к задней поперечине и мосту.

Такая установка баков позволяет за счет амортизации безопасно эксплуатировать их на всех режимах полета с перегрузкой до трех «жэ». Перед пилотом, слева по борту, расположены педали газа и тормоза, а также комплекс управления, включающий в себя «баранку», рулевой механизм, телескопическую колонку, редуктор с тягами и стойку (последняя используется на мототележке без крыла, то есть в вариантах «аэромобиль», «аэросани», «аэрокатамаран»).

В варианте «дельталет», когда пристыковано крыло, стойка снимается, и рулевой механизм переносится на трапецию крыла. Телескопическая колонка с карданами надежно, без заеданий, передает колесам малейший поворот «баранки» в широком диапазоне отклонений рулевой трапеции. Во время движения дельталета ноги пассажира находятся на широкой подножке, а руки — на подлокотнике. К сиденью он, как и пилот, пристегнут ремнями безопасности (на рисунках не показаны).

Рулевой механизм и телескопическая колонка конструктивно не очень сложны, поэтому задерживаться на них не будем. Остановимся подробнее лишь на тросовом редукторе. Он состоит из трубы, поворачивающейся в двух капролоновых втулках-подшипниках, на которую туго намотан в несколько витков трос диаметром 2,4 мм. Концы последнего закреплены в двух отверстиях центральной рулевой тяги, отстоящих друг от-друга на расстоянии 280 мм.

Гайки на концах троса служат для поддержания требуемого натяжения. Такой редуктор позволяет подобрать необходимое передаточное отношение, работает практически бесшумно и, главное, очень надежно. От редуктора усилие тягами передается поворотным шкворням, а от них — колесам. Геометрия тяг, шкворней и поворотных кулаков выбрана такой, чтобы обеспечить нормальное «автомобильное» управление движением по земле, причем на довольно ощутимых скоростях.

(Авторы: А.ЖУКОВ, А.ТИМЧЕНКО, г. У фа)

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ДЕЛЬТАЛЕТА «ЖУК-42»:
Вместимость, чел..................................................2
Дальность полета, км........................................250
Скорость, км/ч:
.   максимальная................................................90
крейсерская...................................................80
взлетная.........................................................60
Скороподъемность, м/с.........................................2
Взлетная масса, кг............................................370
Масса дельталета/аэросаней, кг...............165/115
Емкость топливных баков, л................................34
Полезная нагрузка, кг........................................170
Двигатель................модернизированный РМЗ-640
Длина разбега/пробега, м..............................50/30
Скорость в азросанном варианте (макс), км/ч.. 80

Жук-42 в вариантах:

«Жук-42» в вариантах: 1 — дельталета с колесным, лыжным и поплавковым шасси, 2 — аэромобипя, 3 — аэросаней, 4 — аэрокатамарана.

Вид мототележки для дельталета

Вид мототележки для дельталета сбоку (носовой обтекатель, лобовое стекло, сиденья, двигатель и его системы не показаны) и сзади (мачта условно показана в вертикальном положении, моторная рама и ее тяги сняты): 1, 24— верхний пилон мачты, 2— замок, 3, 30 — передний пилон, 4 — рулевое колесо, 5 — ступица рулевого механизма, 6 — телескопическая рулевая колонка, 7 — стойка пилона, 8 — переднее колесо, 9 — трубы усиления лонжерона, 10 — подлокотник сиденья пассажира, 11, 31 — ремни для сидений, 12 — рама сидений, 13 — заднее колесо, 14, 25 — правый подкос мачты, 15 — моторная рама, 16 — тяга моторной рамы, 17, 28 — труба усиления подкоса, 18 — фигурная шайба, 19 — труба усиления верхнего пилона, 20 — проушина крепления, 21,38 — болты М8, 22 — втулка-заклепка, 23 — отверстие для крепления узла стыковки с крылом, 26, 29 — отверстия для крепления моторной рамы и ее тяг, 27 — планка замка, 32 — поручень сиденья пассажира, 33 — стойка руля, 34 — заглушка, 35 — втулки-заклепки, 36 — фигурные шайбы, 37 — труба замка, 39 — проушина крепления подкоса, 40 — труба усиления (длина 250 мм).

Вид мототележки  для дельталета сверху

Вид мототележки для дельталета сверху (мачта, передний пилой и моторная рама не показаны): 1, 2 — трубы рамы сидений, 3 — стойка руля, 4 — телескопическая рулевая колонка, 5 — труба—ограничитель хода педалей, 6 — поворотный шкворень, 7 — боковая рулевая тяга, 8 — центральная рулевая тяга, 9 — педаль тормоза, 10 — пята крепления стойки руля, 11 — педаль газа, 12 — передняя поперечина, 13 — тросовая намотка рулевого редуктора, 14 — левая подвеска переднего колеса, 15 — передний мост, 16 — стойки переднего пилона, 17,27 — передний и задний раскосы, 18 — несущая труба подножки, 19— подножка, 20 — рулевой механизм, 21 — задняя поперечина, 22 — ремни подвески бензобаков, 23,25 — отверстия крепления подкосов мачты, 24 — задний мост, 26 — правая подвеска заднего колеса, 28 — ступица рулевого колеса, 29 — винт М6 (3 шт.), 30 — болт М6 крепления ступицы рулевого механизма (2 шт.), 31 —крышка ступицы, 32 — поворотная ось (болт Мб, 2 шт.), 33 —корпус ступицы, 34 — фторопластовая втулка-подшипник (2 шт.), 35 — болт Мб (8 шт.), 36 — петля стыковки с телескопической рулевой колонкой, 37 — кардан, 38 — стакан стойки руля, 39 — верхняя труба лонжерона, 40 — нижняя труба лонжерона, 41 —фторопластовая втулка-подшипник, 42 — винт М4 (4 шт.), 43 — перемычка лонжерона, 44 — уголок, 45 — перемычки переднего моста, 46 — накладка, 47 — рессора, 48 — прижимные шайбы, 49 — тросик рулевого редуктора, 50 — трубчатые заклепки.

Телескопическая рулевая колонка

Телескопическая рулевая колонка: 1 — петли стыковки с рулевым редуктором, 2,3,4 — трубы колонки, 5 — трубчатая заклепка с усиливающей втулкой (4 шт.), 6 — петли стыковки с рулевым механизмом, 7 — фторопластовый вкладыш-подшипник (4 шт.), 8 — заклепка (8 шт.).

Тросовый редуктор

Тросовый редуктор: 1 — телескопическая рулевая колонка, 2 — кардан, 3 — передняя поперечина, 4 — капролотовые подшипники, 5 — ось редуктора, 6,14 — болты М8 (8 шт.), 7 — трубы переднего моста, 8 — шплинт, 9 — кронштейны оси редуктора, 10 — прижимные шайбы, 11 —центральная рулевая тяга, 12 — тросик редуктора, 13 — гайки натяжения тросика.