Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

СВОДОБНОЛЕТАЮЩАЯ АВИАМОДЕЛЬ С УГЛЕКИСЛОТНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ ДП-03

Что ни говорите, а популярность той или иной авиамодели подчас зависит не от ее летных данных а от... готовности к полету. Именно поэтому многие моделисты предпочитают оснащать свою технику не капризными и токсичными двигателями внутреннего сгорания, а простыми в эксплуатации электрическими и углекислотными моторами.

Предлагаем вниманию читателей свободнолетающую авиамодель с углекислотным моторчиком ДП-03, обладающую неплохими летными характеристиками при достаточной ее конструктивной и технологической простоте. Сначала несколько слов о силовой установке. ДП-03 — несложный в эксплуатации пневматический двигатель массой 30 г, у которого частота вращения коленчатого вала достигает 2500 об/мин.. а минимальное время работы на одной заправке составляет 30 с.

Модель самолета представляет собой высокоплан с прямым крылом большого удлинения и большой площади, классическим оперением и коробчатым фюзеляжем. По весовым, геометрическим и аэродинамическим параметрам это мотопланер, способный совершать активные моторные и последующие продолжительные планирующие полеты.

КРЫЛО АВИАМОДЕЛИ

Каркас крыла наборной конструкции с бальзовыми нервюрами и кромками и сосновыми лонжеронами. Обшивка крыла из тонкой лавсановой пленки. Крыло неразъемное, собирается из пары полукрыльев консолей с использованием вставок из 1-мм фанеры. При стыковке полукрыльев необходимо обеспечить угол V = 3°. Нервюры проще всего изготавливать в пачке с использованием пары дюралюминиевых шаблонов и резьбовых шпилек-стяжек — это позволит вырезать заготовки быстро и с высокой точностью.

Собирать полукрылья рекомендуется на стапеле, представляющем собой ровную доску с наклеенным на нее чертежом полукрыла в масштабе 1:1, защищенным полиэтиленовой пленкой. Для повышения точности сборки на стапеле вдоль кромок будущего крыла прибиваются две рейки (расстояние между ними 110 мм). Сначала на стапеле закрепляются булавками передняя и задняя кромки крыла, на которых ножовочным полотном предварительно сделаны пропилы под нервюры.

Последние монтируются на эпоксидном клее, вязкость которого должна быть такой, чтобы при нанесении его на стык кромки и нервюры образовывалась гладкая галтель. Если вязкость клея избыточна, ее можно уменьшить добавлением в него ацетона. Учтите, что первые (от плоскости симметрии модели) нервюры — разрезные и монтируются на крыло после соединения полукрыльев. После полимеризации клея на консоли устанавливаются полки лонжерона.

Готовые консоли стыкуются в единое -крыло с помощью вставок из 1-мм фанеры — двух на передней и задней кромках и одной центральной, вклеиваемой между полками лонжерона. Между первыми нервюрами вклеиваются так называемые зашивки из 1-мм бальзы. Обтягивается крыло тонкой лавсановой пленкой на клее БФ-6 по стандарт ной модельной технологии — с использованием электрического утюга. Фиксируется крыло на пилоне резиновыми кольцами.

ФЮЗЕЛЯЖ АВИАМОДЕЛИ

Конструкция его коробчатого типа. Оболочка склеивается из бальзовых пластин толщиной 1,5 мм. Изнутри в фюзеляже располагаются бальзовые (толщиной 1,5 мм) шпангоуты; носовой шпангоут, на котором крепится двигатель, вырезан из 3-мм фанеры. Собирать такой фюзеляж удобнее всего на стапеле — доске, на которой в соответствии с плановой проекцией фюзеляжа закреплены два деревянных бруска по его контуру.

Сначала на стапель устанавливаются две бальзовые боковины, а затем в заранее размеченные места вклеиваются шпангоуты. После полимеризации клея заготовка фюзеляжа извлекается из стапеля, зачищается и на нее монтируются боковины крыльевого пилона (или, если хотите, боковины кабины), нижняя бальзовая панель, березовая бобышка крепления шасси и буковые штыри присоединения крыла. В завершение работы на фюзеляже фиксируются передний и задний гаргроты, вырезанные из упаковочного пенопласта.

ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ОПЕРЕНИЕ АВИАМОДЕЛИ

Стабилизатор представляет собой плоскую пластину со скругленной передней и заостренной задней кромкой. Конструкция его практически такая же, как у крыла, так что собирать его лучше всего так же, как и крыло, на доске-стапеле. Центральная зона стабилизатора зашивается 1-мм бальзой. Обтяжка — тонкой лавсановой пленкой на клее БФ-6.

КИЛЬ АВИАМОДЕЛИ

Конструкция его наборная, из бальзовых элементов с обтяжкой из тонкой лавсановой пленки. Руль направления, с помощью которого регулируется модель, цельнобальзовый, к килю он крепится на алюминиевых навесках-петлях (имеет смысл воспользоваться материалом пивных банок).

ШАССИ АВИАМОДЕЛИ — рессорного типа

Рессора выгнута из листового дюралюминия толщиной 2 мм. Колеса вырезаны из пенопласта ПС; втулка колеса — из отрезка стержня гелевой шариковой ручки, диски—из 1-мм фанеры, «покрышка» — из резинового колечка или, что проще, из нескольких витков виниловой изоляционной ленты. Полуоси колес — из винтов М2. Шасси рассчитано лишь на посадку — взлет модели осуществляется с рук. При сборке модели необходимо обеспечить центровку на 30 процентах хорды крыла (в 33 мм от передней кромки).

После сборки модели бальзовые элементы желательно покрыть двумя слоями жидкого нитролака, а затем слоем нитрокраски. Собранная и окрашенная модель должна иметь массу около 80 г. Перед запуском необходимо тщательно проверить установочные углы крыла, двигателя, стабилизатора и руля направления. Первые запуски следует проводить в безмоторном режиме — на планирование.

Если модель в таком полете устойчива — не срывается в пикирование и не кабрирует, то можно перейти к моторным полетам. Это потребует дополнительных регулировок, вызванных реакцией воздушного винта — придется, скорее всего, подгибать руль направления и подкладывать шайбы под лапки крепления двигателя. Наиболее рациональная траектория взлета — восходящая спираль.

(Автор: И.СЕРЕБРЯНЫЙ, инженер)

Свободнолетающая авиамодель с углекислотным двигателем

Свободнолетающая авиамодель с углекислотным двигателем: 1 — двигатель ДП-03; 2 — крыло; 3 — фюзеляж; 4 — задний гаргрот (упаковочный пенопласт); 5 — вертикальное оперение; 6 — обшивка киля (лавсановая пленка); 7 — горизонтальное оперение; 8 — колесо шасси; 9 — рессора шасси; 10 — передний гаргрот (упаковочный пенопласт); 11 — газовый баллон; 12 — обшивка крыла (лавсановая пленка); 13 — обшивка горизонтального оперения (лавсановая пленка)

Крыло авиамодели

Крыло авиамодели : 1 — полунервюры (бальза, пластина s1); 2 — полки лонжерона (сосна, рейка 6x1,5); 3 — носок (бальза, рейка 5x5); 4 — законцовка крыла (бальза, пластина s2); 5 — нервюры (бальза, пластина s1); 6 — задняя кромка крыла (бальза, рейка 10x3); 7,10 — вставки (фанера s 1); 8 — зашивки центральной части крыла (бальза, пластина s1); 9 — центральная вставка (фанера s 1)

Фюзеляж авиамодели

Фюзеляж авиамодели: 1,3 — обшивка пилона (бальза, пластина s1); 2 — обшивка носовой части (бальза, пластина s1): 4,13 — шпангоуты пилона (бальза, пластина s2): 5 — шпангоут задней части фюзеляжа (бальза, пластина s1,5); 6,7,8 — обшивка фюзеляжа (бальза, пластина s 1); 9 — бобышка (бальза); 10 — передний шпангоут (фанера, s3); 11 — передняя стенка пилона (бальза, пластина s2); 12 — штырь (бук, рейка диаметром 3); 14 — бобышка крепления шасси (береза, рейка 14x5); 15 — гайка МЗ

Вертикальное оперение авиамодели

Вертикальное оперение авиамодели: I — законцовка киля (бальза); 2 — передняя кромка (бальза, рейка 5x5); 3,4 — нервюры (бальза, рейка 5x5): 5 — задняя кромка киля (бальза, рейка 6x5); 6 — петля (дюралюминий); 7 — руль направления (бальза, рейка 15x5)

Горизонтальное оперение авиамодели

Горизонтальное оперение авиамодели: 1 — законцовка стабилизатора (бальза, рейка 5x5); 2 — задняя кромка (бальза, рейка 6x3); 3 — передняя кромка (бальза, рейка 5x5); 4 — полка лонжерона (сосна, рейка 5x1); 5 — нервюры (бальза, пластина s 1); 6 — косынка (бальза, пластина s1); 7— зашивка центральной части стабилизатора (бальза, пластина s 1)

Колесо авиамодели

Колесо авиамодели: 1 — «покрышка» (резиновое кольцо или виниловая изолента); 2 — ступица (упаковочный пенопласт); 3 — втулка (часть стержня гелевой шариковой ручки); 4 — диск (фанера s 1)

Рессора шасси

Рессора шасси