Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

МОДЕЛЬ САМОЛЕТА С ДВИГАТЕЛЕМ СО2

Неслучайно модели самолетов, снабженные микромоторчиками на углекислом газе, приобрели широкую популярность во всем мире. Сочетание простоты эксплуатации и отсутствие токсичных топлив служит на пользу привлекательности необычного класса. Модели, несколько напоминающие таймерные, изготавливаются в основном из бальзы и пенопласта, имеют совсем несложную конструкцию, показывая при этом высокие летные характеристики.

Прототипом предлагаемой вашему вниманию модели является самолетик, чертежи которого печатались в чешском журнале несколько лет назад. Для улучшения летных свойств в конструкцию внесены существенные изменения. Увеличен размах крыла, снижена высота пилона, применен более совершенный профиль, и многое другое (в общем, от прототипа мало что осталось). Надо отметить, что при желании вы сами можете проявить свои конструкторские возможности — данная техника не столь критична, как «крутая» чемпионатная. Нас же полностью удовлетворил результат нововведений.

Летные данные предлагаемой модификации оказались явно выше средних. Основным материалом, использованным при создании модели, стала бальза плотностью 0,1-0,14 г/см3 (при увеличенной плотности необходимо соответственно уменьшить толщину деталей). Клей — модельный циакрин, эмалит, эпоксидная смола марки ЭД-20. Двигатель — широко известный в России ДП-03.

Он зарекомендовал себя как достаточно надежный, простой в обслуживании и дешевый мотор. Его основные параметры: масса 30±3 г, время работы на одной заправке около 15 секунд при частоте вращения 2500±500 об/мин. Этот двигатель эксплуатируется, как и все другие, работающие на углекислом газе, при температуре воздухе не ниже 10°С.

Рекомендуется штатный воздушный винт размером 180 х 200 мм. Фюзеляж склеивается из четырех бальзовых пластин толщиной 1,5 мм. Носовой шпангоут выпилен из фанеры толщиной 2 мм ( к нему впоследствии тремя саморезами привинчивается двигатель). Внутри фюзеляжа с равномерным шагом установлены семь шпангоутов из бальзы толщиной 1,5 мм — они придают устойчивость формы.

Сборка фюзеляжа модели самолета осуществляется следующим образом. Прежде всего, выкраивается верхняя панель размером 25 х 600 мм, сужающаяся к концу до 7 мм. На ней размечается расположение шпангоутов, которые после их вырезания приклеиваются на свои места. Затем полученная сборка обшивается противоположной (нижней) панелью. После высыхания клея заготовка вышкуривается с боков и к ним приклеиваются бортовые панели.

Пилон модели самолета.

Между двумя бальзовыми пластинками 20 х 103 мм (они должны иметь направление волокон вдоль короткой стороны выкройки) вклеиваются передняя кромка (бальза 8 х 11 х 20 мм) и шпангоут 11 х 20 мм, вырезанный из бальзы толщиной 1,5 мм. Задняя кромка пилона образуется клеевым стыком пластин-боковинок, сошкуренных в этой зоне «на ус». Сверху полученный пилон обрабатывается по форме нижнему обводу профиля крыла с учетом угла его установки, и затем к нему приклеивается ложемент крыла — пластина 30 х 100 мм (здесь также слои поперечные).

Для фиксации центроплана и газового баллона используются три бамбуковых штырька и резиновые кольца. Киль цельнобальзовый. Руль поворота подвешен на двух алюминиевых пластинках (хороший материал — банки от газированной воды). Стабилизатор имеет стрингерную силовую схему. В утолщенную центральную нервюру вклеены два сосновых или бамбуковых штырька для резиновой петли и фитиля.Стабилизатор обтягивается тонкой лавсановой пленкой.

Крыло.

Весь его каркас выполнен из бальзы, за исключением сосновых полок лонжерона. Крыло неразъемное. При изготовлении нервюр в пачке имейте в виду, что лонжерон имеет бальзовую стенку. Для нее нужно между прорезями под полки сделать еще пропил шириной 1 мм на половину оставшейся высоты нервюр (например, снизу).

Соответствующие пазы (но с другой стороны — сверху) выполняются и в заготовке стенки лонжерона. При сборке вначале к нижней полке лонжерона приклеивается стенка. Затем на стапеле закрепляют полученный узел и кромки крыла, после чего на клею, на место ставят нервюры. Заключительная операция сборки каркаса — монтаж верхней полки лонжерона и зашивка центральной секции тонкой бальзой. Готовые центроплан и «ушки» состыковывают, используя фанерные фигурные переходники лонжерона. Обтяжка крыла выполнена тонкой лавсановой пленкой.

Сборка и регулировка модели самолета.

Закончив работу над отдельными узлами модели, приступают к общей сборке. На фюзеляже монтируется площадка под стабилизатор. Ставится на место киль. Пилон также приклеивается к фюзеляжу, но лишь после того, как в процессе черновой сборки будет определен общий центр тяжести всей модели. Для этого к пилону резиной привязывают крыло, а на фюзеляж ставится комплектная мотоустановка.

Передвигая пилон вдоль фюзеляжа, добиваются требуемой центровки в 55%, после чего пилон окончательно приклеивается на место (расположение пилона на чертежах указано ориентировочно). Бальзовые детали желательно покрыть парой слоев жидкого нитролака. Перед первым запуском нужно еще раз проконтролировать установочные углы всех аэродинамических плоскостей и оси двигателя, а также отсутствие круток и перекосов крыла и стабилизатора.

Не запуская двигатель, испытывают модель на планирование и регулируют этот режим. Моторный полет корректируется подгибанием руля поворота и подкладыванием шайб под лапки картера двигателя. Путем таких регулировок несложно добиться траектории взлета «восходящая спираль». Даже при отладочных полетах настоятельно рекомендуем задействовать фитильный ограничитель времени планирования. Дело в том, что модель настолько летуча, что может быть затянута восходящим потоком даже с незначительной высоты.

(Автор: М. Шурыгин . источник журнал Моделизм спорт и хобби)

Основные данные модели
Размах крыла.................. 830 мм
Площадь крыла................ 8,4 дм2
Площадь стабилизатора........  1,8 дм2
Взлетная масса................ 65-75 г

Модель самолета с двигателем на СО2