Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

МОДЕЛЬ КОРДОВОГО АВТОЖИРА

Конструкция автожира достаточно проста. Фюзеляж, шасси, оперение, крепление двигателя — как у обычной кордовой модели. Трехлопастный винт создает подъемную силу, вращаясь от набегающего воздушного потока, то есть использует явление авторотации. Однако количество лопастей может быть три, четыре и более. Фюзеляж (рис. 1) наборной конструкции, собран из фанерных шпангоутов и сосновых стрингеров. Основой носовой части служит максимально облегченная буковая моторама.

Спереди фюзеляж прямоугольного сечения, в хвосте — шестигранного. Носовой шпангоут из фанеры толщиной 2,5 мм, остальные — 1—1,5 мм. С боков носовая часть зашита фанерой толщиной 1 мм, в месте перехода прямоугольного сечения в шестигранник сделаны зализы из пенопласта. Вверху фюзеляжа на эпоксидной смоле вклеены две направляющие из дюралюминиевого уголка сечением 10X10 мм, на которые устанавливается кронштейн узла крепления несущего винта.

Оперение наборной конструкции, нервюры из липового шпона толщиной 1 мм, кромки и лонжероны из сосны. Профиль стабилизатора симметричный. его относительная толщина 9%. Руль поворота развернут вправо на 15°. Шасси трехстоечное, с носовым колесом. Передняя стойка из проволоки ОВС диаметром 3 мм, задние — диаметром 2,5 мм, подкосы диаметром 1,5 мм. С левой стороны модели крепится небольшое крыло, в котором находится дюралюминиевая качалка толщиной 1 мм и тяги для крепления корд из стального тросика диаметром 1 мм (рис. 2).

Ось вращения качалки расположена на 10— 15 мм сзади центра тяжести модели. Крыло из дюралюминия Д16Т толщиной 0,5 мм вклеено в фюзеляж на эпоксидной смоле. Двигатель «Полет», переделанный компрессионный вариант; мощность 0,35—0,38 л. с. при рабочем объеме 5 см/куб. Бак объемом 40 см8 обычной для кордовой модели конструкции расположен сразу же за передним шпангоутом фюзеляжа. Модель оклеена цветной микалентной бумагой. Несущий винт — наиболее сложная часть модели. Лопасти наборной конструкции. Нервюры из липового шпона толщиной I мм, кромки и лонжероны из сосны.

Профиль на лопастях плоско-выпуклый, относительной толщиной 10%. Металлические детали несущего винта в основном выполнены из Д16Т (рис. 3). Для легкости вращения применены подшипники. Узел крепления несущего винта обеспечивает регулировку угла наклона его оси и установочных углов лопастей. Сам узел может передвигаться вдоль фюзеляжа по пазам в направляющих, это дает возможность изменять положение центра тяжести модели относительно оси вращения винта.

Угол наклона оси винта (в пределах 3—10° к вертикали) регулируется перемещением вперед или назад пластины, в отверстие которой входит нижний конец оси. Установочные углы лопастей изменяются в пределах от —5° до + 5° с помощью регулировочной гайки, которая перемещает диск с поводками вдоль вертикальной оси и одновременно поворачивает все три лопасти. Диск прижимается к гайке пружиной. Лопасти крепят к ступице винтами МЗ.

Запуск автожира производится так же, как и обычной кордовой модели. Первые полеты желательно проводить на укороченных кордах (10—12 м). При продольной неустойчивости, то есть качании модели в продольной плоскости, необходимо передвинуть центр тяжести модели вперед (кронштейн сдвинуть по направляющим назад). Если после остановки двигателя модель очень быстро снижается, надо увеличить установочные углы лопастей. Скорость вращения несущего винта регулируется с помощью небольших изменений угла наклона его оси. При увеличении угла скорость вращения увеличивается.

(Автор: Б. ГОРШКОВ)

Обшей  вид модели автожира

Рис. 1. Обшей вид модели автожира: 1 — направляющая, 2 — стрингер, 3 — фанерная пластина, 4 — моторама, 5, 7 — шпангоуты. 6 — стрингер.

Система управления кордовым автожиром

Рис. 2. Система управления кордовым автожиром: 1 — винт МЗХ12. 2 — рейка, 3, 7 — рейки МЗ, 4 — шайба (текстолит), 5 — качалка, 6 — крыло, 8 — винт М3х20. 9 — тяга руля высоты.

Узел   креплении   несущего   винта автожира

Рис. 3. Узел креплении несущего винта автожира: 1 — направляющая, 2 — кронштейн, 3 — пластина, 4, 13 — оси, 5, 12 — подшипники, 6 — стакан, 7 — пружина, 8 — диск, 9 — регулировочная гайка, 10 — лопасть, 11 — ступица винта, 14 — винт M3X10, 15 — гайка,