Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

НЕОБЫЧНАЯ КОРДОВАЯ МОДЕЛЬ АВТОЖИРА-РОТОРОЛЕТА

www.parkflyer.ru - радиоуправляемые модели, радиоуправляемые модели самолетов, магазин радиоуправляемых моделей

Необычная кордовая модель автожира с компрессионным двигателем МК-17 «Юниор» рабочим объемом 1,5 см3, которую поднимает в воздух не привычное крыло или несущий винт, а сделанные из пластиковых бутылок цилиндрические роторы.

По конструкции эта модель мало отличается от автожира, о котором рассказывалось в журнале М-К № 11 за 2003 год. Для начала напомним читателям, что при обтекании вращающегося цилиндра воздушным потоком скорость его относительно поверхности цилиндра оказывается неодинаковой — меньшей там, где направление движения поверхности совпадает с направлением воздушного потока, и большей в зоне встречного движения поверхности цилиндра и воздушного потока.

Поскольку меньшей скорости потока соответствует большее давление, а большей скорости — меньшее давление, появляется аэродинамическая сила, перпендикулярная направлению движения набегающего воздушного потока. Энтузиасты неоднократно пытались использовать это свойство ротора, в частности, при создании летающих моделей с роторным крылом.

Одна из первых удачных попыток была предпринята еще в середине 60-х годов минувшего века известным изобретателем-моделистом А.Блиновым. Однако отсутствие подходящих материалов для изготовления легкого и прочного ротора не позволило ему создать надежную и долговечную модель. Предлагаемая читателям конструкция оснащена двумя несущими роторами, сделанными из двухлитровых пластиковых бутылок.

На поверхности каждой из них располагается множество отогнутых лопаток — при обдуве воздушным потоком такой ротор начинает вращаться. Разметка контуров лопаток на поверхности бутылок выполняется тонким фломастером по картонной развертке цилиндрической поверхности ротора с окнами по размерам лопаток. Прорезать пластик лучше всего обычным электропаяльником с острым тонким жалом — как у самой маленькой отвертки.

При этом удобно пользоваться шаблоном — жестяной пластиной с прямоугольным отверстием. После завершения этой операции лопатки отгибаются на угол около 30 градусов. Следует учесть, что правый и левый роторы не одинаковые, а зеркально-симметричные детали. Каждый из роторов закрепляется на фюзеляжном пилоне авиамодели кон-сольно, на паре подшипников скольжения из бронзовых втулок, запрессованных в донышко тонкостенного дюралюминиевого стаканчика и пробку бутылки-ротора.

Ось ротора, представляющая собой стальную шпильку с резьбой МЗ, закрепляется двумя гайками на центральном кронштейне, согнутом из листового дюралюминия. Фюзеляж модели собирается из сосновых реек и оклеивается 1-мм фанерой. Киль и стабилизатор крепятся на хвостовой балке, образованной продолжением нижней рейки каркаса фюзеляжа.

Перпендикулярно фюзеляжу двумя болтами и гайками закрепляется поперечина, склеенная на эпоксидной смоле из пяти заготовок из фанеры толщиной 1 мм — на ней устанавливаются качалка управления, балластный груз массой около 30 г и направляющая для корд управления. Киль, стабилизатор и руль высоты вырезаются из 4-мм бальзовых пластин.

Кабанчик управления — дюралюминиевый, на руле он крепится с помощью миниатюрного винта М2. Шасси модели рессорное со стойками из дюралюминиевых полос толщиной 2,5 мм, которые закрепляются на фюзеляже парой болтов с гайками. Колеса диаметром 40 мм — от детского автомобильчика.

Топливный бак паяется из белой жести. К фюзеляжу бак крепится двумя винтами-саморезами. Полеты модели осуществляются на кордах длиной около 10 м. После запуска двигателя роторы, как правило, раскручиваются потоком воздуха от воздушного винта.

Если же раскрутка происходит вяло, рекомендуется раскрутить роторы с помощью двух кусков вощеного шпагата, накрученных на горлышки бутылок-роторов — нужно только одновременно и энергично потянуть шпагат на себя. Раскрутка позволяет модели осуществить взлет сразу, практически без разбега. Управление роторолетом почти не отличается от управления кордовой моделью.

(Автор: И.СОРОКИН)

Геометрическая схема автожира-роторолета с двигателем рабочим объемом 1,5 см3

Геометрическая схема автожира-роторолета с двигателем рабочим объемом 1,5 см3

Конструкция автожира-роторолета

Конструкция автожира-роторолета: 1 —усиливающая косынка (липа); 2— передняя балка фюзеляжа (сосна, рейка сечением 8х 10); 3 — нижняя балка фюзеляжа (сосна, рейка сечением 8x10); 4 — балка моторамы (сосна, рейка 8x10); 5 — кронштейн крепления роторов (дюралюминий, лист s2); 6 — задняя балка фюзеляжного пилона (сосна, рейка 8x10); 7 — киль (бальза, пластина s4); 8 — кабанчик руля высоты (дюралюминий, лист s 1); 9 — хвостовой костыль (проволока ОВС диаметром 2); 10 — тяга привода руля высоты (дюралюминиевая спица диаметром 2); 11 — обшивка передней части фюзеляжа (фанера, s1); 12 — крепление поперечины (болт МЗ с гайкой и шайбой); 13 — крепление стоек шасси (болт МЗ с гай- кой); 14 — стойка шасси (дюралюминий, лист s2,5); 15 — колесо шасси (от детской игрушки); 16 — компрессионный двигатель МК-17 «Юниор»; 17 — воздушный винт диаметром 180); 18 — кок-гайка воздушного винта; 19— крепление двигателя (болт М2,5 с гайкой и шайбой); 20 — крепление кронштейна (болт МЗ с гайкой); 21 — топливный бак (белая жесть s0,3); 22,23 — роторы (пластиковые бутылки высотой 320 и диаметром 85); 24 — петля руля высоты (капрон, тесьма шириной 10); 25 — руль высоты (бальза, пластина s4); 26 — стабилизатор (бальза s4); 27 — качалка управления рулем высоты (дюралюминий, лист s2,5); 28 — ось качалки (болт МЗ с двумя гайками и двумя шайбами); 29 — направляющая корд управления (дюралюминий, лист s1); 30 — поперечина (выклейка из пяти слоев фанеры s1); 31 — фиксатор (гайка МЗ, после регулировки контрится эпоксидным клеем); 32 — стакан (дюралюминий); 33 — ось ротора (сталь, проволока ОВС диаметром 3); 34 — крепление оси (гайка МЗ с шайбой); 35 — втулки (бронза); 36 — пробка; 37 — балластный груз (свинец, масса 30 г)

Несущий ротор (показан левый, правый — отраженный вид)

Паяльник с жалом-резаком для резки оболочки бутылки-ротора