Главная

Воздушные змеи

Воздушные шары

Модели парашютов

Бумажные модели самолётов

Модели планеров

Модели ракет

Резиномоторные модели самолётов

Кордовые модели самолётов

Таймерные модели самолётов

Радиоуправляемые модели самолётов

Модели самолётов с двигателем на СО2

Модели ракетопланов

Модели вертолётов

Самодельные самолеты

Самодельные вертолеты

Самодельные дельтапланы дельталеты

Двигатели для авиамоделей , самолетов, вертолетов, дельталетов

Самодельная аппаратура радиоуправления моделями

Мастерская авиамоделиста

Летательные аппараты-почему и как они летают

О воздухоплавании и воздухоплавателях

О планерах и планеристах

О самолётах и лётчиках

О вертолётах и вертолётчиках

Атлас профилей для авиамоделей

Ссылки на другие ресурсы

МОДЕЛЬ АВТОЖИРА

Модели автожира представляет собой винтокрылый летательный аппарат сдвухлопастным несущим винтом-ротором и силовой установкой на базе компрессионного двигателя МК-17 рабочим объемом 1,5 см3.

Фюзеляж модели автожира собран из сосновых реек и оклеен 1-мм фанерой. Две горизонтальные рейки фюзеляжа выполняют функцию моторной рамы; задняя часть нижней представляет собой балку, на которой крепится хвостовое оперение—киль и стабилизатор с рулями высоты.

Перпендикулярно фюзеляжу, по оси винта-ротора, двумя болтами и гайками фиксирована поперечина, склеенная эпоксидной смолой из пяти фанерных заготовок толщиной 1 мм — на ней устанавливаются качалка управления, балластный груз массой около 30 г и направляющая.

Для корд управления. Хвостовое оперение цельнобальзовое. Киль, стабилизатор и руль высоты вырезаны из бальзовых пластин толщиной 4 мм. Крепление руля на стабилизаторе — на «мягких» петлях, представляющих собой отрезки капроновой ленты шириной около 10 мм.

Кабанчик управления — дюралюминиевый, на руле он монтируется с помощью миниатюрных винтов-самореэов диаметром 2 мм. Несущий винт-ротор двухлопастный. Каждая из лопастей оснащена горизонтальным шарниром, не передающим на фюзеляж модели опрокидывающий момент, возникающий при обдуве лопастей (справа лопасть идет навстречу набегающему потоку, слева — по потоку; соответственно возникает разница в подъемных силах с правой и левой сторон аппарата, и, соответственно, момент сил, стремящийся его опрокинуть).

Лопасти, вырезанные из липовых дощечек, представляют собой, по сути, крылья с симметричным профилем относительной толщиной 20 процентов; максимальная толщина лопасти отстоит от ее носка на расстоянии 30 процентов текущей хорды. Втулка несущего винта-ротора вырезана и выгнута из листового дюралюминия толщиной 2,5 мм.

Заготовка для нее вырезается в соответствии со схемой развертки с небольшим припуском; окончательная обработка детали и сверловка отверстий осуществляются после сгибания заготовки.

Шарнир втулки состоит из отрезка дюралюминиевой трубки с внутренним диаметром около 4 мм и вставки из отрезка пишущего стержня гелевой шариковой ручки. Крепление вставки производится с помощью металлической оправки, нагретой до температуры размягчения стержня.

Регулировка шага несущего винта-ротора производится закручиванием горизонтальной части втулки — сделать это можно с помощью двух круглогубцев. Ось втулки представляет собой стальную шпильку с резьбой МЗ, заклеенную в липовом пилоне верхней части фюзеляжа.

Шасси модели рессорное, его стойки вырезаны из листового дюралюминия толщиной 2,5 мм и закреплены на фюзеляже парой болтов с гайками. Колеса диаметром 40 мм — пластмассовые, от подходящей детской игрушки. Топливный бак модели спаян из белой жести толщиной 0,3 мм.

Трубка питания, а также заправочная и дренажная трубки — медные. Крепление бака к фюзеляжу — двумя винтами-саморезами. Отделка модели самая обычная — вышкуривание и окраска подходящими по цвету автоэмалями. Полеты модели осуществляются на кордах длиной 10—12 м.

После прогрева двигателя рекомендуется раскрутить ротор и только после этого отправлять модель в полет. К сожалению, недостаточная мощность полуторакубового МК-17 не дает возможности производить сколько-нибудь сложные полеты. После освоения взлета, горизонтального полета и посадки имеет смысл оснастить модель автожира более мощным двигателем — например, типа КДМ-2.5Д.

(Автор: И.СОРОКИН )

Геометрическая схема модели автожира с двигателем МК-17

Геометрическая схема модели автожира с двигателем МК-17

Компоновка модели автожира

Компоновка модели автожира: 1 — кок воздушного винта; 2 — воздушный винт; 3 — двигатель МК-17 «Юниор»; 4—колесо шасси; 5 — стойка шасси (дюралюминий, лист s2,5); 6 — крепление шасси (болт МЗ с гайкой); 7 — крепление поперечины (болт МЗ с гайкой и шайбой); 8 — обшивка фюзеляжа (фанера s1); 9 — тяга управления рулем высоты (дюралюминиевая вязальная спица диаметром 2); 10— хвостовой костыль (проволока ОВС диаметром 2); 11 — кабанчик руля высоты (дюралюминий s2); 12— киль (бальза, пластина s4); 13 — лопасть несущего винта-ротора (липа, рейка сечением 31x6); 14 — задняя балка пилона (сосна, рейка сечением 8x10); 15 — втулка несущего винта-ротора; 1 — ось втулки; 17 — ось несущего винта-ротора (шпилька МЗ с гайкой и шайбой); 18 — бобышка пилона (липа); 19— балка моторамы (сосна, рейка сечением 8x10); 20 — нижняя балка фюжеляжа (сосна, рейка сечением 10x8); 21 — передняя балка фюзеляжа (сосна, рейка сечением 8x10); 22 — косынка (липа); 23 — крепление двигателя (болт МЗ с гайкой и шайбой); 24 — топливный бак (белая жесть s0,3); 25 — поперечина (выклейка из пяти слоев фанеры s1); 26— балластный груз (свинец, масса 30 г); 27 — ось горизонтального шарнира лопасти несущего винта (сталь, проволока диаметром 3); 28—горизонтальное оперение (бальза, пластина s4); 29—петля руля высоты (капрон, лента и b10); 30 — руль высоты (бальза, пластина s4); 31 — направляющая корд управления (дюралюминий, лист s1); 32 — ось качалки управления (болт МЗ с двумя гайками и двумя шайбами); 33 — качалка управления

Втулка несущего виита-ротора: 1 — корпус (дюралюминий, лист s2,5); 2 — обойма (дюралюминий, трубка 5x0,5); 3 — вставка (трубка стержня гелевой ручки)

Поперечина: 1 — основание поперечины (выклейка из пяти слоев фанеры s1); 2 — балластный груз (свинец, масса 30 г); 3 — заклепка (свинец); 4 — направляющая корд управления (дюралюминий, лист s1); 5 — крепление направляющей (заклепка, алюминиевая проволока диаметром )

Качалка управления: 1 — качалка (дюралюминий, лист s2,5); 2 — большая втулка (часть стержня гелевой ручки); 3 — малая втулка (часть стержня шариковой ручки)